В начало... » Уголок гуманиста » Литературные квазиэстеты

Stalin vs Martians

После посещенных на неделе светских мероприятий в голову пришло странное сравнение модного фрика, одетого, скажем, во все желтое и в шляпку с вуалеткой (невзирая на принадлежность к мужскому полу) — и некоторых людей, кажущихся нормальными. На первый взгляд кажущихся.

Началось все с того, что в последнее время меня напрягает противостояние реализма и фантастики в литературе. Двое-трое из десяти ознакомившихся с моим творчеством считают нужным извиниться: я, знаешь ли, фантастику не читаю, мне про то, как космические корабли бороздят просторы вселенной, неинтересно и вообще это какое-то детство. Последняя часть фразы неизменно сопровождается умильно-извиняющимся выражением лица или комментом: не подумай чего, я не хочу тебя обидеть… А чего ты хочешь, милаха?

Впрочем, начнем с того, чего хочется МНЕ. В ответ на подобную реплику неизменно хочется объяснить, что:
а) в моих книгах нет никаких кораблей на просторах, но это не суть важно,
б) куда важнее, что фантастика — это не только, блджад, корабли на просторах,
в) жанры, использующие фантастическое допущение, столь многочисленны, что равнять всю фантастику с космооперой — то же, что равнять весь реализм с мелодрамой, а мелодраму путать с любовным чтивом.

Чем литературные квазиэстеты, как правило, и заняты — путаницей. Всё под одну гребенку космооперы гребут — и счастливы ощущением «Я предпочитаю литературу реализма, бессмысленную и беспощадную серьезную и глубокую». Ладно, молчу про Свифта и Кафку, про Дюрренматта и Воннегута, про Зюскинда и Шварца. Но неужели вы предполагаете, будто Швейк и Болконский существовали в реальности? И были перенесены автором в произведение в снятом виде, без изменений в прототипе? Если да, то лебедя из анекдота вам в проводники: «Так. Нахуй». (с) С таким уровнем наивности и говорить не о чем.

Что же касается литературного квазиэстета, у которого, как у жертвы моды, самодемонстрация зашкаливает… Модный фрик готов напялить что угодно, подходящее к обстановке или неподходящее, лишь бы обратить на себя внимание. А любитель поговорить о своих вкусах готов сообщить о них кому угодно, к месту и не к месту. Причем всё, что не к месту, обращает на себя внимание куда основательней, чем то, что к месту. Фрикам пофигу, нужно публике знать про их пристрастия или нет. То есть подсознательно они понимают: нет, ей ненужно. Публике неинтересны и они сами, и их вкус в одежде или в искусстве — поэтому надо как-то протиснуться в поле зрения равнодушной многоголовой твари и задержаться подольше. Подольше — это, как правило, на несколько секунд, но квазиэстетам от моды или от искусства и того хватает.

Пристрастия вкусового характера складываются:
— по принципу отторжения — такое меня затягивает, а вот такое не затягивает,
— по принципу лени — я нашел то, что мне интересно, зачем искать еще что-то?
— по принципу трусости — а вдруг мне будет дискомфортно читать эдакое?

Какое отношение данные принципы имеют к качеству объекта? Да никакого. Это уровень личных пристрастий, который можно — и нужно — юзать молча. Как глубоко субъективный. Меня граждане, извиняющиеся, что они тебя не читают, изумляют неимоверно. Придут, пошерстят по территории ресурса, наткнутся на пост, посвященный литературе — а я в блоге пишу в основном про фантастику, да и рецензии даю шуточные, серьезные разборы слишком жирный кусок для соцсети — и понеслась. Извини, я фантастику не читаю, мне про такое неинтересно, все-таки эти корабли на просторах так далеки от жизни, что я не в силах проникнуться… Чего вы ждете? Что я примусь объяснять, прачёэта мои книги? Оправдываться за использование фантастического допущения как художественного приема? Сириозли?

Года эдак четыре назад я начала расфренживать тех, кто в себе удержать не могли свое «это я ем, это я не ем, это читаю, это не читаю». И, разумеется, радостно распространяли на мой блог, мою стряпню, мои посты и мои книги свои личные — повторяю, ЛИЧНЫЕ — пристрастия. Я какое-то время делала вид, что меня описываемые пристрастия не касаются, лежат и лежат, есть не просят. А потом надоело. Взяла и расфрендила пару любителей якать при виде определенных тем в чужом блоге.

И это было прекрасно: не нравится — не ешь. Не интересую — гуляй.

Исчезло ощущение, будто мы с собеседником стоим у прилавка в магазине, я показываю на то, что нравится МНЕ и говорю: купи, это вкусно/интересно/затраченных денег стоит. Собеседник отказывается под любым предлогом, от нейтрального «что-то настроения нет» до неодобрительного «я такое не ем/не ношу/не читаю». И я поневоле оказываюсь заложником его умения деликатно отказывать. Или настроения, в котором он на данный момент находится. Или желания самоутвердиться, продемонстрировав мне себя. Хоть я его ни в качестве консультанта, ни в качестве эксперта не приглашала.

Однако если критикуют то, что ты УПОТРЕБЛЯЕШЬ — это совсем другое, нежели когда критикуют то, что ты ДЕЛАЕШЬ. Да еще из соображений «Ем — не ем». И те, кто себе позволяет подобную критику, попадают на невидимый карандаш. Они еще проявят себя… как полные фрики.

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Add to favorites
  • RSS
  • Yahoo! Bookmarks
  • Блог Li.ру

25 Май, 2013 в 11:11