Психологи нынче такие психологи

Ekaterina Frolova
Окташ Байюн снова пару находок принесла. Она дрейфует по просторам инета, занимаясь моим сайтом — и заодно тралит прекрасное. Недавно обнаружила, что нас с соавторшей повадились называть известными психологами в анонсах книг и биографических разделах. Притом, что никому, никогда, ни при каких обстоятельствах ни я, ни Кабанова психологами не представлялись. И книги мы пишем — писали — не по «эксклюзивным ноу-хау», непроверенным и неэффективным, как нынче у господ психологов принято, и не сомнительные домыслы в тех книгах излагали, а работали на материалах классиков от психологии. Проще говоря, занимались ликбезом, рассказывая, какими могут быть причины-последствия того или иного душевного состояния.

Не нужно быть психологом, чтобы понять: лечение первопричины надежней подавления симптомов — все равно рано или поздно в другом месте прорвет. Вот мы и объясняли, не покладая клавы, что и как формируется, а уж коли приспичило излечиться — к врачу, к врачу. Никакого дистанционного лечения алкоголизма, наркомании и импотенции, коими так упорно хвалятся наши ни разу не коллеги.

Нишу эту, нишу авторов-объясняющих-не-так-чтобы-очевидное, на литературном рынке так никто и не занял. Чистой воды гуманитарии ленятся разобраться в научной подоплеке столь привлекательной для них дисциплины (ради написания книжки? ну вот еще, была охота… придумаю что-нибудь!) и пускаются в околопсихологическое вранье, как в море; дипломированные психологи ни писать не умеют, ни осознать не в силах: «профан» не равно «идиот». И для профана (неглупого профана) научная теория, изложенная понятным языком, куда интересней сомнительных ноу-хау, слепленных на коленке из расчета на тетёх, мечтающих о чуде. Но, конечно, издатель давным-давно перешел на ту ЦА, которая гарантированно глупее него, издателя (это поднимает самооценку на фоне падения тиражей). Вот и требует от книг по психологии рекомендаций, якобы пригождающихся всем и вся, вне зависимости от конкретики.

Мы с Кабановой, кажется, вовремя слиняли из нон-фикшена — обошлись без того, чтобы писать книги ради набора мнимо чудотворных техник, практик и советов. Чем выгодно отличились от психологов нашего времени, которые с каждым годом все густопсовей. А поскольку Байюн, помимо забавной путаницы насчет моей истинной профессии, подкинула еще конфетку, не удержусь про одно такое чудесатое явленьице рассказать.

Если кто не помнит прошлогодней истории про психолога Игроманова и жену его, писательницу клавиатурой, то изложу эту историю вкратце.

Игорь Романов, в дальнейшем именуемый Игромановым, узнал обо мне со слов своей жены Любочки. Любочка, со своей стороны, узнала обо мне из своих фантазий. Живя в собственном мире, не имеющем ничего общего с реальной жизнью, Любочка была не только фантастом-графоманом, но и трогательным кидалтом. В ее книгах тринадцатилетние феечки внезапно и нехило поднимались с помощью добрых теть и дядь, поэтому Любочка в существование добрых и бескорыстных покровителей верила. Настолько, что это проливалось в ее романы: в «Людях крыш» мать тринадцатилетки и ухом не ведет, когда дочура после ночи, проведенной вне дома, является с ног до головы в чужих шмотках и просит отпустить ее к незакомой девице пожить, о нет, маман радостно соглашается, не спрашивая у благодетельницы даже чека на предъявителя телефона.

В общем, круг интересов и мечт Любочки попросту бросался в глаза, банальный, назойливый и инфантильный. Любочка хотела признания.

Нет, вы не подумайте чего, Любочка, несмотря на фантазмы, была натурой практической. Поэтому в свое время, угрызаемая завистью к более удачливой сопернице — и подруге, апропо — Наталье Щербе, подсунула мне творчество той Щербы на рецензию. В результате я заполучила еще одного мелкого тролля в коллекцию, а Щерба наконец-то узрела вселенское зло. У вселенского зла было мое лицо. Любочка, радуясь, что все так преотлично прошло, занесла меня в список тех, чьими руками можно жар загребать. И через пару лет после уебения Щербы решила провернуть еще одно дельце — запустить в мой ЖЖ мозговых тараканов родного мужа, дабы я оказала ему покровительство, как только я умею. Благо я имела неосторожность упомянуть в присутствии мадам Романовой, что работаю в «Эксмо», причем в редакции, где делают книги за знаменитостей. А еще прохожу в издательство через вход с вертушкой! В отличие от меня, которая на вертушки обращает внимание, только если они мешают ей пройти, мадам пришла к выводу: она любит выпить этим надо воспользоваться!

Любочка, видимо, решила, что жестокая реакция отторжения у меня исключительно на молодых девушек, зато на пожилого мужчину респектабельно-индюшачьей внешности у меня встанет я среагирую по-женски умиленно. Увы! Мне, в общем-то, пофиг, мужчина или юная девушка — и не только в силу ориентации. Дуракам от меня достается всегда, кем бы те ни были в половом, профессиональном и социальном отношении. Досталось и Игроманову за попытку действовать в женином стиле: выдумать херню про собеседника и подменить реальность домыслами. Очевидно, реальность для четы Игромановых в принципе непознаваема. После затрещин Игроманов, конечно, сделал попытку напоследок тряхнуть, э-э-э, сарказмом, но всё это было мелко, всё это было второй сорт. И дабы эти два далеко не юных фантазера могли слиться на мой счет в экстазе, Любочку я тоже вымела за порог. Ее инфантилизм и сюрпризы отчего-то перестали меня забавлять.

То всё присказка была, перехожу к сказке. Длинно? Терпите, это северная сказка, рассчитанная на полярную ночь.

Байюн, к чему я, собственно, и веду, принесла мне ссылку из Cosmo (самое то место для околопсихологических фантазмов):

Психолог Игорь Романов убежден, что в основе поведения троллей лежат два механизма: “Первый – это фиксация на анальной стадии развития личности. Все мы прошли через этап войны с родителями за право “делать это” не в социально согласованный ночной горшок, а туда, куда подсказывает интуиция. Те бунтари, которым настойчивость родителей в данном вопросе не понравилась категорически, всю жизнь сражаются за право “оставлять свой след” в неположенных местах. Разумеется, речь идет уже не о физиологических, а о психических отправлениях. Для этого они находят безопасную область, где их никто не призовет к ответственности: служебные отношения, семья, Интернет.
Твой интернет-путь преградил виртуальный хам? Не сворачивай, советует Игорь Романов: “В борьбе с троллем нужно понимать – ты общаешься с его внутренним ребенком, получающим отчаянное удовольствие, когда ему удается спровоцировать взрослого. Нельзя возражать ему по сути спора – он почувствует себя равным и набросится на тебя с утроенной силой. В разговоре с ним имеет смысл превратиться в родителя, который дает словесным выпадам подчеркнуто вежливую, но жесткую оценку с позиции “сверху”. В ответ на порцию мата говори: “Детка, кто тебя учил плохим словам? Взрослые их используют иначе!” или “Мне тебя очень жаль – не умеешь выражать свои мысли. Ничего, почитай умные книжки, вдруг получится”.

Какая прелесть, подумала я, кто только нынче не считается психологом… Игроманов, конечно, заведовал кафедрой чего-то такого в родном городе Воронеже — но и кафедрами нынче кто только не заведует…

Потому что дать подобный совет способен лишь тролль — троллю, но никак не психолог — пострадавшему от троллинга. Ибо пристройки сверху, кои Игроманов использует по умолчанию в отношении всех людей (включая и тех, кто ему слова дурного не сказал), вызывают сильнейший внутренний протест. Родитель, будь Игроманов хоть сколько-нибудь в теме, нередко активизирует Ребенка, заставляя его буянить пуще прежнего. И если:
— звать Ребенка «деткой» (притом, что это выражение у 80% людей ассоциируется с сексуальным домогательством),
— читать ему нотации и ставить в угол (именно то, против чего дети протестуют в нежном возрасте, засирая социально неодобренные уголки),
— демонстративно жалеть за глупость и необразованность (на что и прилично образованные «детки» могут перейти к безотказной аргументации системы «гопник-интеллигент» — по башке битой, а потом по почкам ногами),
— лезть сверху на человека, который только тем и озабочен, чтобы не быть снизу…

…то о каком усмирении Ребенка идет речь, ты, писихолог, карабкающийся на людей в порядке приветствия?

Да и не Родитель это, кстати, а тот же Ребенок отвечающего, причем хреново замаскированный: хамит и провоцирует своими «бябябя» куда основательнее, чем матерными тирадами. Елейный троллинг — всего лишь разновидность матерного. И не зная этого писать диссертации, давать советы, считать себя спецом — банальнейшая наглость, заставляющая юзера Игроманова прямо лопаться от желания самоутвердиться на незнакомце. А после заслуженного поджопника бегать и скулить, что, дескать, он, человек умный и честный, всегда говорит правду! Угу. Говорит правду, ничего не зная об оппоненте. Это больше похоже не на правду, а на пикап, дружок. На попытку снизить ЧСВ пелотки. На месте Любочки я бы отвела тебя провериться на триппер — кто знает, на ком ты пробуешь свои антитроллиные технологии?

Я, как человек, чью ногу ты пытался трахнуть настолько старательно, что ажно промо-пост купил, но и там ничего внятного не сказал, дам-таки совет тебе и тебе подобным. Наш с Байюн совместный совет: пожар не тушат бензином. Ребенок легко воспламеняется именно при «жесткой позиции сверху», педофил ты латентный, любитель молоденьких фантасток. Чтобы его усмирить, надо применять техники купирования: мягко и без хамства ставя индивида в ситуацию, в которой он чувствует себя озадаченным, поскольку не знает ответа на поставленный вопрос, а матюками отделаться не получается. Когда процесс очеловечивания троллей интересовал меня, я, несмотря на свой взрывной характер, находила способ перевести троллинг в разговор, раз за разом, с людьми очень разными, на разных ресурсах, в разной обстановке.

Общим было одно правило: никаких гребаных пристроек сверху! Именно они сделали тролля из данного юзера и не им выводить его из троллеобразного состояния. Все свои «лечить подобное подобным» можешь засунуть своей жене кафедре знаешь куда? Если тебе, конечно, позволят. Потому что ты после утраты завкафедранства никто и звать никак. Так, старый сказочник, передирающий и перетолковывающий Эрика Бёрна. Психолога, который понимал: трансакции-панацеи не существует. Закономерности есть, а вот «безотказные кнопички», нажав на которые, вы от любого человека получите одну и ту же реакцию — это фантастика, детки, любочки и их мужья, фантазеры в вакууме.

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • RSS
  • Блог Li.ру