В начало... » Ловушки психики » Тьфу на тебя еще раз, социум!

Фехтовальщики

Во все времена человек мимикрировал под свою социальную среду. И никакие короли и королевы не могли пересоздать эту среду под себя, даже войдя своими капризами в историю. Мы, можно сказать, первые, кто может выбрать себе социальную среду по вкусу — хотя бы в виртуале. Тем, кто был до нас, оставалось лишь грезить и бредить, входя в транс всеми доступными способами. Мы, их потомки, за краткое время изобрели массу девайсов, помогающих войти в транс — от наушников до планшета. Мы можем поставить между собой и окружающей действительностью столько крепостных стен и защитных куполов, сколько приспичит, выглядывать в реал исключительно ради техобслуживания — заработать денег, купить на них продуктов и очередной девайс — и снова прятаться в свои выдуманные миры.

Отчего, спрашивается, самострочные, никакими девайсами не поддерживаемые видения какого-нибудь Франциска Ассизского или пророка Мухаммеда (не говоря уж снах Дмитрия Менделеева) изменили мир, да так, что и тысячелетия спустя последствий не разгребешь — а наши высокотехнологичные грезы по большей части ни к чему не приводят, кроме утраты нами товарного вида? Может, оттого, что одними видениями докомпьютерные маньяки не ограничились, а всю жизнь долбили в направлении, указанном им якобы ангелами, музами и прочими, существование коих не доказано? Или оттого, что они не воспринимали общество как врага, которому надо сделать как можно больнее, поелику этот враг рано или поздно причинит боль тебе?

Будь ты проклят, социум! — вот девиз нашего времени. Куда ни глянь, все свою социальную среду ненавидят: и младшие, и старшие, и средние, и интеллектуалы, и неинтеллектуалы, и маргиналы. Всем подавай маршруты бегства из цепких лап общества и архитектурные планы башен из слоновой кости.

С такими побуждениями ничего для человечества делать не станешь, даже если все данные для подобных свершений имеются. И вообще постараешься так устроить свою жизнь, чтобы поменьше с окружающей средой соприкасаться: утром вывалился в этот неприветливый мир, словно рыцарь в заколдованный лес — в броне наушников, отгородившись ридером-айподом, словно щитом, до работы доскакал, оттрубил положенные часы, то и дело ныряя в интернет за глотком живительного эскапизма — и пулей-мухой домой, пока реальность не догнала. В принципе, жизнь как жизнь, ничего страшного.

Между тем страшное, как правило, не в том, что есть, а в том, чего нет. В маленьком едком вопросе «зачем?», способном разрушить мир. Когда спрашиваешь себя: зачем я это делаю? — при передозе этого вопроса свихнуться недолго. Необходимо иметь ответы хотя бы на пару-тройку «зачем».

По большей части ответ у нас один: «Потому что это доставляет удовольствие/приносит деньги». Сами понимаете, смысл какой-то… мелковатый. В качестве мотивации для дела жизни не годится. Для повседневности — нормально, а вот для высшей умственной деятельности — мелко, второй сорт. Даже передача собственных генов, продление рода и потакание инстинкту размножения, то бишь выполнение примитивной (а по мнению специалистов, так и вовсе устаревшей) биологической программы выглядит значительнее простого получения денег и удовольствия. В силу долговременности планов и долгосрочности последствий.

Но приходится смотреть реальности в глаза: мы постепенно теряем веру в то, что наши дела могут оставить далеко идущие последствия и далеко ведущие следы. И связано это с тем, что наша социальная среда с каждым десятилетием все вариативнее. Мир, как нам радостно вещают, расширяется и объединяется. Все легче наладить связи, все проще расширить кругозор. Чем не повод для радости?

И для тревоги тоже.

Сильно расширенный кругозор (который на деле не столько кругозор, сколько обзор) демонстрирует человеку сравнительный масштаб его личности задолго до того, как у этой личности сформируются планы на себя, любимого. Индивид еще не решил, чем он осчастливит планету, как ему уже показали, насколько мир большой и насколько сам индивид маленький. А ведь для того, чтоб сверхценная идея устоялась, нужно какое-то время пребывать в уверенности, что все как раз наоборот. И не в истерически-защитной уверенности, в которой перепуганные подростки пребывают, а в нормальной такой, искренней уверенности в том, что ты как личность что-то значишь.

Не получается. В средневековой деревне или даже в городе, где людей было не так много, а мир за пределами родимой общины представлялся сплошным туманным видением, можно было всласть напредставлять себе, как твои видения и эти, туманные, сольются во взаимной пользе на долгие века — и будет миру от тебя большой прок, а тебе от мира большое спасибо. И пускай нередко все заканчивалось плохо, например, на костре инквизиции, действия, уже совершенные ради мира, получали свое отражение в реальности.

В те дикие, темные, грязные времена многое содеянное прожектерами-мечтателями делалось не для бегства ОТ мира, а ДЛЯ мира в целом, хоть человек его — мир — в лицо не знал. Его горизонт событий ограничивался территорией, где мечтатель родился и лично бывал. Зато мы можем заглянуть в такие уголки, куда не ступала нога профессионального оператора. На экране с хреновым разрешением мы можем узреть представителей племен, никогда не видевших белого человека. Да что там — никогда не видевших бутылки «Кока-колы»! И что? И ничего. Мы понимаем, что сделать нечто и для того, кто снимает вождя племени на мобилу, и для самого вождя — нереально. Уж очень они разные, ни в чем друг с другом не сходящиеся.

Возможно, именно это понимание вкупе с острым чувством беспомощности, которое нас охватывает, заставляет не предлагать себя и свои способности миру, а отгораживать. Тратить много времени и сил на поиск своего круга по интересам, отметая всех желающих проникнуть в тот круг «незаконно». Изыскивать все новые и новые препятствия для воссоединения с «некошерными» представителями аналогичных интересов. И ладно бы это делалось для комфортности общения на досуге — это делается именно в рамках создания условий для самореализации. Только и слышишь: ищи свою ЦА и работай на нее. Хотя поиск целевой аудитории, как показывает опыт, ничего не дает. Если начинаешь что-то делать, то не ради аудитории, а ради себя, дабы воплотить свои фантазии — и себя заодно. Подделываться под вероятного потребителя — верный способ загубить идею.

Как человек, четко разделяющий комфортное общение и плодотворную работу, скажу так: для отдыха, действительно, нужны проверенные люди и тщательно выбранное место-время-условия. А для работы, как ни странно, нужнее уверенность, что ты способен сделать нечто подходящее для САМЫХ РАЗНЫХ людей. Конечно, проверенная команда-место-время-прочая необходимы, но не до такой степени, как эта вера, порой иррациональная. Иррациональная и смешная, как мысль о том, что двое с картинки к посту — цивилизованный шпажист и дикий мечник — могут использовать одни и те же фехтовальные приемы. А ведь могут, могут.

Но чем сильнее тебе в голову втемяшивается идея «Мир такой большой, а я такой маленький», тем охотнее ты сам посмеешься над идеей объединить представителей разных социальных групп в едином желании — получить от тебя то, что можешь сделать только ты. Посмеешься и забьешь на планов громадье, для формирования которого нужна толика наивности и самонадеянности.

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Add to favorites
  • RSS
  • Yahoo! Bookmarks
  • Блог Li.ру

17 Апрель, 2013 в 18:15