Бедные Гарри

Часы и жертва

Ну не люблю я боевой фэнтези, не люблю. Всех этих книг, в которых булат звенит и болты летают так, словно рядом кто-то стреляет из строительного пистолета. Может, все дело в том, что для меня всякое сражение — сродни логической задаче. И ее решение, а пуще того, описание, как правило, не самый выигрышный фрагмент книги. К тому же удачно проведенный бой далеко не всегда бывает зрелищным. Строго говоря, мне представляется странным судить о поединке по его зрелищности.

Да, здесь мой подход резко отличается от литературно-кинематографически-маркетингового. С одной стороны, убийство ближнего своего есть инструмент и он должен в первую очередь работать, а не сверкать, развлекая досужие умы. С другой стороны, именно на махалове-чукалове, равно как и на половых актах с крылато-хвостатыми полугуманоидами зиждутся развлекательные устои фэнтези. Следовательно, пренебрегать этими аспектами нельзя.

Но даже в процессе написания рецензий для литературных сайтов я упорно выбирала книги в единственном поджанре, который меня устраивал по части убийств — фэнтези-детектив. Описание горящих сел и бесчинствующих орд меня расстраивает, а вот смерть двух-трех-пяти персонажей, наоборот, интригует.

Среди фэнтези-детективов есть у меня давнее пристрастие в лице Джима Батчера с его чародеем Дрезденом, типичным всемогущим неудачником.

Почему-то принято считать, будто подобные персонажи — бальзам на сердце любого неудачника, не обладающего ничем похожим на могущество. Хотя, по моему скромному разумению, никто, будучи в здравом уме, не согласится переживать то же, что и герой Джима Батчера. Его обязанности зашкаливают за все мыслимые и немыслимые рамки, его одиночество представляется вселенским — и несмотря на это, толпа друзей и близких, чьим здоровьем Дрезден дорожит больше собственного, численностью превосходит семью среднего американца. Вот только среднему американцу всегда есть с кем провести уикенд, а у бедного чародея, как в старой песенке про Петра Великого, «близких нету никого, только лошадь да змея — вот и вся его семья!» (с)

Никакие прокачки, прошивки и рояли не спасают Гарри Дрездена от очередной порции боли, шрамов, утрат и убыточных сделок с совестью. Каждая очередная книга заставляет его страдать так, что страдания чародея-джедая в предыдущей истории кажутся пустяковой разминкой перед настоящими испытаниями. Уж и не знаю, каким будет дальнейший боевой опыт ГГ: на данный момент в физическом и метафизическом теле Дрездена нет ни одной целой детали.

Разумеется, все мировое равновесие на нем одном и держится. Ну да, есть некий Белый Совет магов и чародеев, призванных спасать людей от сверхъестественных существ, для которых род человеческий — поголовье мясомолочного мясокровного скота. Но эта госструктура только на себя и работает: обеспечивает себя, спасает себя, развивает себя и себя же развлекает, наблюдая за тем, как Дрезден отдувается один за всех. И каждый раз, когда ситуация заходит в очередной толстый кишечник тупик, Белый Совет оказывается поглощен собственными дрязгами и лишь несколько верных друзей и коллег, обложившись пультами, колой и попкорном, соглашаются проследить за тем, как из их дорогого товарища делают отбивную.

И не думайте, что перед вами — образец моего убийственного сарказма! Отнюдь. В жизни так оно и случается: если вселенная балансирует на грани апокалипсиса, глупо ждать, чтобы сильные мира сего в полном составе побросали бы свои ужасно важные дела на бирже и рванули восстанавливать порядок, закон и экобаланс. Максимум, на что они согласятся, это дать отмашку паре крутых парней: окажите помощь подателю сего, пока Большой Босс занят делами своей финансовой империи.

А спаситель упитанного, вкусного и беспомощного человечества тем временем все ближе и ближе к лютой кончине. Собственно, на него уже и могилка именная заготовлена: недаром третья книга называется «Могила в подарок». В тихом месте упокой, как говорится. Изворачиваясь, точно уж на сковородке, Дрезден кому только не насолил, с кем только не перессорился — и с тремя мировыми коллегиями вампиров, и с Черным Советом Злых Волшебников, и с обеими королевами фэйри, и с Дикой Охотой, и со всеми демонами преисподней. По его долгам чести не расплатился бы и царь Соломон, согласись он принять на себя подобные обязательства. А Соломон бы нипочем не согласился, если он хотя бы вполовину так мудр, как о нем говорят.

И знаете что? Есть в цикле Джима Батчера отчетливое сходство с… тадададамм! …с циклом Джоан Роллинг о страданиях юного Поттера. Как ни ругают это произведение, а я утверждала и буду утверждать: Роллинг — превосходная ВЫДУМЩИЦА. Она умело потакает современному эскапизму и детей, и взрослых. Хотя, конечно, не она первая сложила слово «вечность» из осколков оледеневшего сердца и разбитых коньков.

Свойства мира, созданного Роллинг, (в отличие от аналогов — магических школ и сообществ всех мастей, где милые детки колдуют почем зря на радость своим духовным наставникам и получают за это то по башке, то конфетку, то три наряда вне очереди) приятно контрастируют с техногенной цивилизацией рода человеческого. То же и у Батчера: не только применение магической силы, но и само присутствие чародея вырубает всю технику в округе, компьютеры взрываются, самолеты падают, металлодетекторы меняют ориентацию на нетрадиционную.

И вот эта-то ходячая катастрофа обязана обеспечить бесперебойное функционирование вселенной. Несмотря, заметьте, на полное отсутствие крутости и продвинутости в том смысле, в каком ее понимает хомо сапиенс вульгарис. То есть незачем главгерою учить информатику и затариваться оргтехникой — победа в сражении с темными силами зависит исключительно от силы его личности, а вовсе не от шпионской аппаратуры, банковского счета или высокой должности. Что, конечно, утешительно при наличии отсутствия айфонов, счетов и должностей.

На личном фронте у героя — полный швах. Гарри Поттер — несмышленый малец, неспособный окучить понравившуюся ему девушку (и не в последнюю очередь оттого, что его постоянно отвлекают Чорный Властелин сотоварищи). Гарри Дрезден, будучи вдвое старше мальца Поттера, такой же нескладеха: как только на горизонте появляется стоящая фемина, шайка монстров приглашает чародея на обед в качестве дежурного блюда.

Происхождение обоих Гарри трогательно-драматическое: сирота при мертвых родителях, выросший в логове нехорошего покровителя, садиста и подлеца. Личности кровных родственников Поттера и Дрездена таятся во тьме времен, а когда начинают приоткрываться семейные тайны, любимые мамочки и папочки оказываются далеко не такими кавайными, как виделось обоим Гарри в их одиноком детстве.

Покровители Дрездена и Поттера также похожи своим жестоко-утилитарным отношением к подопечным: мальчонка должен расти в максимально кошмарных условиях, дабы не расслабляться и не пытаться увильнуть от своей миссии под прикрытие рядового жлобского уюта. Уют для обоих Гарри — это когда никакая часть тела не истекает кровью и никто не гонится следом с раззявленной пастью и с подъятым артефактом, не знающим промаха. Но даже и в такой усеченно-благоприятной обстановке Гарри должны помнить: их жизнь может прерваться в любой момент. Короче, тренируйте свою паранойю, мальчики!

Ну и, разумеется, предначертание, с каждой книгой все отчетливее гарантирующее ГГ скорую и страшную смерть. Невзирая на мелкие промежуточные победы (которые скорее выглядят как отсрочки), оба Гарри с четвертой космической скоростью движутся к исполнению предсказания. А оно нехорошее, ой, нехорошее! И по мере раскрытия деталей делается все более и более неотвратимым.

То есть читатель всю дорогу надеется на хеппи-энд, но слабо, конвульсивно, я бы сказала. Роллинг чудесно-рояльным образом вывела беднягу Поттера на тропу новой жизни в качестве славного английского обывателя, но она все-таки дама. Сердце у нее доброе (если не обращать внимание на горы трупов, отмечающих путь к победе достославного Гарри).

А вот станет ли Дрезден Мальчиком-Который-Выжил? Если учесть, что Джим Батчер даже на фотографиях выглядит как-то недобро — и прищур дурной, и ухмылка не лучше. Не говоря уже о том, что Гарри-Который-Если-И-Выжил-То-С-Трудом вряд ли благополучно станет чиновником Министерства магии и отцом прелестных деток. Потому что он уже. Уже стал Стражем Белого Совета и увяз в проблемах пуще прежнего. А появление у него единокровной детки закончилось в последней, двенадцатой книге сотрудничеством с худшими врагами, дырой в груди и утонутием в ледяной воде.

Впрочем, у автора контракт на продолжение (как выяснилось, это дезинформация — а может, и нет!), так что мелочи типа простреленного сердца и смертельного переохлаждения не выведут чародея из строя. Что, конечно, доставляет. И если Роллинг хотя бы на салфетках набросала изначальный план проведения своего персонажа по семи кругам ада томам мытарств, то Батчер, похоже, ничем таким не озаботился. А поскольку фрустрации и повреждения бедолаги Дрездена идут по нарастающей, то мне лично интересно: после утраты своей человеческой сущности, предательства всех идеалов, после расстрела и утопления чем еще автор сможет порадовать общественность испугать многострадального героя (который, возможно, вернется в качестве симпатичного привидения с мотором)?

Ну-с, будем посмотреть. В конце концов, жизнь магического детектива — это вам не тепленькое кресло в Министерстве магии…

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • RSS
  • Блог Li.ру