Заколдованный принц или каппа?

Заколдованный жаб

Бестиарий инета явно перебрал все основные, определяющие категории пользователей, пора переходить на те, которые на поверхности не лежат и всего поведения не определяют — только специфические реакции. Например реакции бессмысленного вранья. Сколь многим мы готовы рискнуть, когда врем? И неважно ради чего — ради имиджа или во благо ближнему. Вот только не надо рассказывать, что лжи во благо не бывает, она вся задумывается как бы во благо, а уж действует потом во что придется. Причем частенько против нас же.

В вирте я постоянно натыкаюсь на врунов, которых нельзя не счесть мифоманами — такую ахинею они несут. И, как водится, сами себе верят. Поведение виртуальных врунов больше похоже на патологическую лживость, нежели на попытку произвести впечатление. Или на поведение японского водяного, каппы. Согласно легендам, каппа любит шалости, но не наносит человеку вреда. Однако есть истории о том, как каппа затягивает в воду купальщиков и… вытаскивает из ануса человека шарик. После каковой процедуры жертва глупеет, становится пустым дурнем. Видимо, древние японцы замечали: у утопленника сфинктер расслабляется и кажется, что из прямой кишки вытащили шарик. Виртуальные каппы явно мечтают одурачить собеседника настолько, чтобы у него в голове шарики за ролики зашли и из задницы высыпались.

То какие-то тридцатилетние личности изображают из себя современников динозавров, дабы разговаривать свысока с тем, кто им в матушки годится, то тридцати-же-летние бабы косят под невинным малюток, чтобы на тех «матушек» баллоны катить, то невинные малютки изображают Индиану Джонса, объясняя тем, кто собирается в Среднюю Азию, как выжить без воды в пустыне: обломить верхушку кактуса (растущего, повторяю, в среднеазиатской пустыне, где и саксаул-то нечасто встретишь) и размешать содержимое стебля палкой. Отломленной, надо понимать, у соседней секвойи. Раз пошла такая пьянка, ломай последний кактус, Индиана.

Впрочем, мифоманы и в реале говорят странные вещи, которые ничуть не придают им солидности и/или адекватности. Обычный лгун либо слегка приукрашает действительность, либо маскирует неловкие для него факты, чтобы не раскрыться чрезмерно, не подставиться под насмешки или осуждение. А патологический лгун переодевается, словно на карнавал, примеряет на себя различные маски, не имеющие с его личностью ничего или почти ничего общего.

Слушая такого актера погорелого театра, не устаешь поражаться: зачем он это делает? понимает ли, что его ждет в случае разоблачения? боится ли он разоблачения или этот страх у него атрофирован, ему все равно, что он утратит доверие своего окружения?

С одной стороны, психологи считают: патологические лгуны отличаются от заурядных лгунов тем, что патологический лгун уверен, будто говорит правду, он целиком вживается в роль. С другой стороны, не все специалисты полностью согласны с подобной интерпретацией, но сходятся во мнении, что патологическая ложь — особое психическое состояние. Хотя термин «патологический лгун» и не используется в клинической диагностике, большинство психиатров считает: этот тип личности является либо результатом психиатрического заболевания, либо низкой самооценки. Словом, специалисты осторожничают и ничего определенного сказать не могут.

То ли дело мы, литераторы. Мы точно можем сказать, чем упоительно вранье. Тэффи в рассказе «Сокровище земли», описывая вральное вдохновение маленькой девочки, замечательно передает это состояние:

«Рассказывая свою повесть, я вся так горела душой в никогда еще не испытанном экстазе, что долго не могла вернуться к прерванной жизни там, на второй скамейке у окна.

Все кругом были очень сконфужены. Учитель тоже. Он был хороший человек, и поэтому ему было так совестно, что он даже уличить меня не мог. Он низко нагнулся над классным журналом и, вздыхая, стал задавать уже заданный урок к следующему разу.

Чувствовала себя недурно только я одна. Мне было весело, как-то тепло, и, главное, чувствовалось, что я одна права во всей этой скверной истории.

Только на другой день, когда по отношению подруг я поняла, что дело мое не выгорело, я приуныла, потускнела, и прекрасное вральное вдохновение покинуло меня навсегда».

Это же форменный приход! После которого, как оно в жестокой действительности бывает, наступает откат и время платить по счетам. Но в момент, когда тебе весело и тепло, не больно-то интересно думать о счетах и процентах, о неизбежной потере кредита доверия и тому подобных скучных вещах. Ты чайка, ты актриса, ты зришь иные реальности и жаждешь пересказать узретое. И чаще всего это бывают истории о Золушке и о царевне-лягушке. Ну или о заколдованном принце, которого должны расцеловать сонмы красавиц — и тогда он расколдуется, непременно. Сбросит бородавчатую шкуру, тряхнет золотыми локонами и ускачет в закат на зеленом порше (который, в свою очередь, сам собой расколдуется из болотной кочки).

У меня опасливое отношение к людям, декларативно любящим сказки. Я и сама охотно читаю сказки, фэнтези, фантастику — однако я и другие жанры охотно читаю, мне в принципе все равно, какой жанр, был бы человек роман хороший. А есть люди, без преувеличения гордые тем, насколько они любят сказку. И свое пристрастие, например, к книгам Макс Фрай или Туве Янссон готовы считать большим преимуществом перед остальной частью человечества. Как будто не уникальное, прямо скажем, пристрастие оберегает любителя сказок от «омещанивания», от падения в грязь реального мира. Эдакие Питеры Пэны, однако без умения летать, поэтому требующие, чтобы их носили на руках.

Достаточно выразить недоумение или недовольство нестыковкой в фэнтезийном опусе, как в нетях непременно всплывает кислая мордашка Псевдопитера Псевдопэна, чтобы уронить извечное-фэнтезиманское: это же сказка, чего вы хотите от сказки?

Того же, что и всегда. Логики. Внутренней логики повествования.

Для меня принадлежность к определенному направлению не служит оправданием недостатков произведения. А для любителя сказки служит, и еще как! Он разрешает сказке не просто фантастические допущения, но и абсолютно бессмысленную ложь. Вроде той, которую описывает Тэффи: тут вам и малолетние девочки, спасающие мужиков, горящих в огне пожара, и общее ощущение своей правоты во всей этой скверной истории, и вдохновение, которое заканчивается смущенным отчуждением людей взрослых и адекватных. И ладно бы любители сказки распространяли свое чувство исключительно на литературные произведения… Их же периодически пробивает на покровительство мифоманам! И начинается проповедь, почему мифоману требуется особливое отношение, как к чуткой, хрупкой и духовной натуре, он личность творческая, не то что вы, мещане.

Ну хорошо, мы мещане. А вы со своими мерисьястыми заколдованными жабами кто? Маги и волшебники? Тогда отчего ваши земноводные все никак не расколдовываются, хотя им, по идее, давно пора? Отчего остаются именно тем, чем были на момент знакомства — неумными, пустопорожними и наглыми вралями, несмотря на то, что их, амфибий чУдных, орды духовно богатых дев с ног до головы облизали? Да оттого, что жабам на деле весьма и весьма неплохо. Незачем им расколдовываться. Еще целовать перестанут и работать заставят.

А что касаемо разоблачения, то рядом с вралем всегда имеется прослойка вежливых, некофликтных людей, у которых сил душевных недостанет сказать: хватит врать, придурок. Заебал уже всех, трепло.

Помню случай, как некая дама советовала моей подруге, у которой сын крутил роман с довольно неподходящей девушкой и уже вплотную подошел к браку, эту девушку оболгать. Сказать о ней сыну на ушко явную ложь (причем легко разоблачаемую) и железно стоять на своем, когда сын возмутится материнским враньем. Зачем? А затем, что очернительство могло (с вероятностью один на миллион) сработать и вызвать в парне приступ отвращения — но не к родной маме, а к неподходящей подружке. Брехливая баба, когда ее совету следовать отказались (вежливо-вежливо, все были деликатны — и даже я), заявила, что для подобных интриг нужно характер иметь. Тут уж мне пришлось проявить весь свой характер, дабы тетенька не получила в лоб прямой характеристикой всего подряд — и своего поведения, и своей системы ценностей, и своей подколодной, сучьей личности. Которая, разумеется, отойдет в сторону, ежели кто сглупит и рискнет доверием собственных детей ради призрачного выигрыша в вечной игре «Мама vs герл(бой)френд».

Подозреваю, что годы и годы вежливого обхождения с мифоманами навевают тем завышенную самооценку. Которую периодически не мешало бы перетряхивать и санировать, точно матрас с клопами. Кстати, некоторым патологическим лгунам, не окончательно втянувшимся, подобная процедура поставила бы мозги на место. Ибо сколько ни бегай по альтернативным реальностям, от своего собственного окружения не сбежишь. Не говоря уж о том, чтобы сбежать от себя.

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • RSS
  • Блог Li.ру