Скитания неплавучего глоппера

bean-kenobi

Признаюсь сразу и откровенно, усмиряя волнение в среде критикуемых: Сергей Бадей — более чем средний представитель категории авторов, коя раздражает меня неимоверно. И нет, это не те, кому удалось напечататься на бумаге — дорогие детки с Самиздата, не приписывайте мне своих раздражителей, мне и моих раздражителей хватает.

Категорию эту я описывала не раз, но итог подвести не помешает.

Во-первых, это писатель, который сосет жует. Мочало. У него нет сюжета, нет главной мысли, нет даже четкого представления о жанре, в котором он пишет (разве что о формате — суррогате жанра, наваренном маркетологами для издательского проекта). Отсюда и унылое, словно график продаж, продвижение по левелу, пока главгерой не покоцает всех монстров и все скиллы не прокачает. Герой у такого автора безнадежно всемогущ, безнадежно непобедим и безнадежно крут. Поэтому приключения ГГ не более чем аттракцион в аквапарке. Да вся жизнь эдакого «героя» — предсказуемый, подконтрольный аттракцион, аж скулы сводит.

Во-вторых, это один из тех, кто верит, будто развлекательная литература для детей и подростков имеет полное право быть плохо написанной, серой, вторичной, бессмысленной… Это же для детей, не стоит хотеть от книг для детей ничего, кроме развлекушечки, подумаешь, вырастут дебилами, я же вырос — и ничего. Разумеется, вокруг подобных авторов всегда вьется множество фанатов, свистящих и чирикающих в унисон: ах, дорогуша, не стоит слушать критиков, мы любим твои светлые и добрые книжки! А критиканы — просто злыдни! Проду! Проду! Чирик! Чиррррик!!!

В-третьих, это люди, которые, судя по их опусам, провели жизнь за шкафом. В книгах у них не бывает ничего похожего на реальные конфликты, проблемы, кризисы. Они этим фактом, естественно, гордятся. Что? Для вас подобная гордость неестественна? Впрочем, для меня тоже. Однако приходящие ко мне авотуменяторы-этонепроменяторы с наслаждением рассказывают о своей беспроблемной жизни и не менее беспроблемном творчестве. Оттого и книжки их поднимают аффтарскую самооценку, упирая на имидж «светлого и доброго писателя». Ну и пусть дети проходят через кризис взросления, через ступени самоидентификации и через терновник социальной адаптации. А мы им расскажем, как наш главгеройчик стал невъебенно крут по щелчку пальцев — у него были магучие покровители. Вот и постарались, намагичили!

В-четвертых, безграмотность, она же МАГИЯ. Незнание законов окружающего мира почему-то вызывает у записных графоманов веру в то, что они могут создавать альтернативные миры. А в тех мирах всё будет держаться на соплях магии — и к черту химию-физику! До них попросту не доходит мысль, что создание вселенной, где у физики другие законы, потребует отменного знания физики экспериментальной и теоретической. И гораздо проще воспользоваться законами существующими, предварительно выучив хотя бы механику, дабы не выглядеть идиотом.

В-пятых, вместо психики у любого персонажа — квесто-хохмаческая функция. Если персонаж второстепенный, то больше всего он напоминает зомби, оснащенного встроенным петросянизатором. Отчего автор не думает над образами? Отчего вместо диалогов без затей копипастит хохмочки из вирта? А зачем ему думать — над детской-то книжкой? Он, чай, не Жюль Верн какой. Не Буссенар, не Твен, не Янссон, не Кэрролл, не Даррелл и не всякие-прочие, на которых он-то вырос, да ума не вынес. Его дети будут не такими! Они будут эдакими. Петросянопоклонниками, умело жмущими на кнопки.

Резюме МТА, пишущего светлые, добрые книжки, окончено. Приступим. Итак, вот вам произведение С. Бадея — Лукоморье. Скитания боевого мага. Маэстро, урежьте, пока я это сама не сделала…

Аннотация: Продолжение цикла Лукоморье, книга третья. Вообще-то я тихий и мирный. И чего этот темный ко мне пристал? Кровушки ему, видите ли, моей захотелось. Ну и что из того, что я дракон? У каждого свои недостатки. Вон моя любимая так вообще из вампиров. Мы уже второй курс окончили, дел у нас много, а он мешает. Ничего! Будущие боевые маги и не такие трудности преодолеть могут. Лишь бы наши преподы нам не помешали.

Рецензия: Жил-был обычный мальчик, который однажды наколдовал файерболл и был за это взят живьем в магическое учебное заведение, где мгновенно забыл прежнюю жизнь, зато обзавелся множеством друзей и магических навыков. И даже сущностью дракона, которую, впрочем, надо было еще познать, освоить и к делу пристроить. И жил бы герой, поживал, уму-разуму наживал, да только привязался к нему ужасный враг, темный маг, проходу не давал, всячески доставал. Тут двум книжечкам конец, а кто слушал, молодец. Про третью книжечку рецензия будет.

Может, все произведения, посвященные школам и академиям магических искусств, следует собрать на отдельном сайте и назвать его «Ой, да на кого ж ты нас покинул!»? Имея в виду, конечно же, шрамомолниеносного Гарри. При этом сайт соберет нехилую выборку роулингоподобного фэнтези. Но! Не забудьте, что в то же время по формальному признаку туда неизбежно попадут и мэтры — такие, как Ле Гуин. Поэтому не будем сетовать на плагиаторов в рядах наших и обратим свой взор к солнцеликой истине в высшей инстанции.

Начнем с того, что Роулинг была далеко не первой и уж тем более не последней в череде авторов, пожелавших через приключения магов-недоучек выразить ощущения взрослеющего индивида. Каждый ребенок (включая и подростков, да простят меня подростки, не считающие себя детьми) немного волшебник. Хотя бы в том, что ум его не властен над чувствами. И потому образ мира в детском сознании время от времени обрушивается, чтобы снова и снова восстать из пепла. Магия+школа могут стать превосходным инструментом, раскрывающим эту особенность детской психики. Оценили потенциал использования магической школы в качестве места действия? Так вот, нифига этот потенциал не используется. А в данной книге — тем более.

К сожалению, основное содержание литературы о магошколах (включая и «Лукоморье» Сергея Бадея) — это приключения, в которые учащиеся влипают в силу своего ученического раздолбайства и таинственного происхождения. Приключения могут быть захватывающе-яркими — а могут просто выкладываться списком, шоб, как говорится, було. Содержимое приключений во втором случае чуть менее чем полностью составляет йумар. Тяжелый и ссохшийся, словно батон, неделю пролежавший на окне. Есть его решительно невозможно, хотя вас упорно стараются накормить именно этим. Вероятней всего потому, что есть больше нечего.

Главный клоун на арене — тролль Тартак, который на протяжении всей книги по поводу и без пытается спеть «марш победы» и задействовать палицу. Он вылезает из каждой щели и веселит читателя, веселит даже против воли увеселяемого. Упорный персонаж.

Пленные, в ожидании следующего куплета, с завистью поглядывали на погибших. А я подумал, что теперь знаю, почему нет наплыва желающих, захватить место обитания племени Тартака. Да племени достаточно выйти к вражескому войску и спеть «марш победы», да еще и многоголосый. Уверен, то, что останется от захватчиков, можно будет смести веником в совок.

Выхватывая свои кривые мечи, разбойники ринулись на нас. Моей главной задачей стало не попасть под палицу Тартака, который с радостным ревом врезался в набегавших разбойников. Я вошел в темп и упоенно начал колоть во все, что подворачивалось по пути и не носило признаков наших ребят. Разборка не заняла много времени.

По этим двум схемам выписаны практически все конфликты в книге.

Назойливость тролля Тартака должна латать дыры в ткани описываемой реальности. Чем-то это напоминает выбрасывание в воздух плакатов «Смех!», «Аплодисменты!», «Овация!» на съемках ток-шоу. Писатель как бы указывает: читатель, тут тебе смешно, а вот тут волнительно.

Хотя нам нисколько не волнительно. Чувства и главных, и второстепенных персонажей в третьей книге «Лукоморья» лишь намечены — пунктиром. Как и описываемые автором миры. Это имитация чувств и имитация миров.

А еще мы увидели океан. Как вы не видели океан? Мда. А море видели? Ну если видели, то представить океан элементарно. Просто увеличиваете море раз в сто, и получаете океан. Правда, ведь просто?

Не обязательно быть моряком, чтобы возразить: а волны? А шторма? А вечно холодная океанская вода? А… Понять разницу между морем и океаном можно, всего-навсего погуляв по берегам того и другого.

Автор всю дорогу радостно несет ахинею, проделывающую изрядные дыры в сеттинге, и без того картонном. Возьмем для примера описание местного судна — глоппера. Представьте себе два больших, двухмачтовых корабля. Представили? Так вот, теперь соедините их здоровенным помостом, и вы получите классический катамаран, или, по местному, глоппер. Грузы, что вполне разумно, крепятся именно на этом помосте — и далеко везти не придется, и искать неглубоко, прямо туточки, в бухте. Интересно, как это судно с двумя парами автономных мачт выполняет синхронный маневр при качке, стараясь не утопить грузы, словно специально вынесенные на совершенно никому не нужный помост? И как нелепую сдвоенную громандину могли тянуть на веревочках дельфины? Впрочем, дельфины — это уже рояль.

Рояли здесь спасают положение с профессионализмом МЧС.

У главгероя проблема — он дракон-оборотень, ничего не умеющий и ничего о себе не знающий? Ничего, рядом (практически каждую минуту рядом) мудрый наставник, который тоже дракон в человеческом обличье. Он все знает, он все умеет, он всему научит, он шагу ступить не даст, не держа своего питомца за помочи.

Девушка главгероя вампир, а сам он — дракон-оборотень и потому у них может не сложиться личная жизнь? Ничего, это как с прыщами: поживи половой жизнью — пройдет. Едва ГГ окончательно преобразится в дракона и, гм, природа возьмет свое, его партнерша, вампирка Аранта тоже станет драконом. Половым путем. Не будет вам сложного вопроса, что важнее, любовь или истинная сущность, обломитесь.

Главгероя схватил демон и потащил к темному магу по имени Салтук (вот интересно, полное имя у него не Салат Латук?), неужто убьет? Ни-че-го, сколько раз вам повторять! Рядом ВНЕЗАПНО оказывается не просто взрослый и могучий дракон, но и дракон на руководящей должности, предок самого ГГ, друг его наставника и вообще ясен перец. Спасает, вразумляет, к себе жить приглашает.

— Как вы оказались здесь и сейчас? — спросил я. — Я уж думал, что ко мне наведался писец. Во всяком случае, впечатление было именно такое.
— Писец? — приподнял правую бровь Хораст.
— Это животное такое, — охотно поделился я, — приходит в последний момент и имеет скверную привычку являться неожиданно.
— Интересно, — хмыкнул Хораст. — А тут я оказался случайно. Пролетал мимо и обнаружил скопление темной силы. Вот и наведался. Как оказалось — не зря.

— Так вот ты откуда, — задумчиво сказал Хораст, не отвечая на мой вопрос. — Значит, мое пророчество сбылось. Ну, здравствуй, наследник!

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • RSS
  • Блог Li.ру