Царицыно: камень, плоть, трава. Часть четвертая

Продолжу-ка я рассказ о прекрасном Царицыно. А то недавно показали мне очередное «недоумозаключение» очередного недоумка, вообразившего себя критиком: некая О. Балла (тут поневоле вспомнишь Выбегалло) заявиллола, что Царицыно «так и не стало памятником ушедшей эпохе, но зато превратилось в площадку для межчеловеческих взаимодействий», Господи прости.

Как же надоела безграмотная образованщина, уверенная: гуманитарное понятие что дышло — куда повернешь, туда и вышло. Потому-то и бесполезно убеждать очередное Выбегалло, что оно представления не имеет, каково значение слова «памятник». А слезливый писк: «Но я так вижу!» пополам с дилетантским интуитивизмом не дает профанам права делать громкие заявления о предмете, в котором они ни черта не смыслят, вот и врут, чтобы что-нибудь сказать.

Впрочем, сегодня мне на бесполезных людишек, занятых никчемным враньем, время тратить недосуг. Так что вернемся в Царицыно, посмотрим на великолепный памятник эпохе — и даже не одной.

В парке, кроме живописных «затей»-руин, немало павильонов (их также называли беседками, но впоследствии представления изменились: беседками стали называть открытые строения, павильонами — закрытые). Места для них выбраны с большим тщанием, а потому виды из павильонов открываются самые разные.

Павильон «Миловида» создан в 1803 году архитектором Иваном Еготовым. Павильон расположен недалеко от Фигурных ворот и пройти к нему можно по «Утренней дорожке». И все-таки «Миловида» так хитро спрятана, что без схемы дорогу к ней найти мудрено.

Это довольно небольшое строение, расположенное в пейзажной части парка. С одной его стороны открывается великолепный вид на Верхний Царицынский пруд с искусственным островом — тем самым, где растут плакучие ивы (Верхний пруд считается самым красивым в каскаде прудов), а с другой стороны — на тенистый сад. По преданию, имя беседке дала сама императрица Екатерина II — за чудесный, «милый» вид.

В центре «Миловиды» — проходная галерея с четырьмя небольшими комнатами по углам. Раньше в усадьбе было несколько беседок для приезжающих гостей, но эта беседка считалась самой лучшей.

С каждой стороны галереи расположено по восемь колонн. Полукруглый свод украшен рисунком в стиле гризайль, живописи бежево-коричневого тона, имитирующей лепнину. Впрочем, это не столько имитация, сколько вполне самостоятельный стиль декора.

Из описи И. Забелина 1825 года: «Галерея Миловида каменная с наделкою в верху деревянною оштукатуренною, крытая железом; на верху ея статуев три, бюстов четыре, ваз две, свинксов два, у крыльца дельфинов два; внутри ея колонн больших шестнадцать, небольших восемь, оштукатуренных по дереву. По бокам по две комнаты с дубовыми створчатыми дверями с задвижками, и в каждой по два окошка с желузями под краскою; в середине ея на четырех тубах белого камня большие бюсты белого мрамора на таковых же пьедесталах. В выше означенной Миловиде стульев с точеными ножками под краскою с плетеными сидениями из верёвок, покрытыя жёлтою краскою — восемнадцать; таковых же под дикою краскою с сидениями плетеными из камыша — восемь; столов дубовых больших складных — три».

Однако уже в 1838 году смотритель села Царицыно в своем рапорте называет павильон «ветхим» и заколачивает его. Многие скульптуры пропадают и разрушаются от времени. В 1870-1880-е годы «Миловида», как и другие павильоны, приспособлена под чайный домик. В соседней роще играет духовой оркестр.

Вплоть до 1941 года павильон неоднократно ремонтируется. Рабочие штукатурят стены и подновляют деревянные конструкции. В июле 1941 года взрывной волной немецкой авиабомбы повреждена отделка павильона. Осыпаются карнизы. Рушатся барельефы. Исчезает роспись.

В 1960-е годы павильон вновь реставрируют. Но в 1992 году здесь происходит пожар – погибают все деревянные конструкции. «Миловида» стоит в руинированном состоянии до 2000 года и лишь относительно недавно, в 2007 году, восстанавливается. Живописное и скульптурное убранство, к сожалению, реконструированы лишь частично. Ваз, бюстов, дельфинов пропал и след — так же, как мопсов на Фигурных воротах. Но зато осталась пара «свинксов». А в угловых кабинетах сегодня размещается охрана парка-музея «Царицыно» (вот кто нонеча просиживает старорежимные стулья под дикою краскою с сидениями плетеными из камыша!).

Павильон «Нерастанкино» (он же «Храм Меланхолии») — небольшая галерея со сквозным проходом и невысоким куполом. Здание было построено в 1803 году по проекту Ивана Еготова всего за несколько месяцев. Стройкой занимались крепостные крестьяне графа Шереметьева. Название павильона, вероятно, происходит от лирического пейзажа вокруг и вида на Верхний Царицынский пруд (правда, не столь великолепного, как из галереи «Миловиды»): с ним «не расстанешься». Однако на карте 1816 года павильон обозначен как «Миростанкино»: некоторые считают это название исконным и связывают с романтическим ощущением «бренности мира» в тех местах.

С начала XIX века Царицыно стало популярным местом загородных прогулок. По парку бродили веселые компании и молодые пары. Для их удобства в павильоне разместили круглые столы и плетеные кресла. Ниши фасадов украсились четырьмя скульптурами — «вазы точеныя из цельнаго белаго камня».

К началу 1870-х царицынский парк, увы, приходит в запустение. «Нерастанкино», как и другие постройки, постепенно ветшает: у него значительно повреждена крыша и облицовка колонн. В последующие годы Царицыно превращается в престижный дачный поселок. Павильон стоит без дела. А в 1920-1930-е годы Ленинский райсовет приспосабливает его под парковую библиотеку-читальню. Спасибо и на том, иначе здание попросту исчезло бы с лица земли.

В период с 1960-х по 1980-е годы «Нерастанкино» еще не раз подновляют и ремонтируют. И только в 2007 году павильону возвращают исторический облик. Скульптурное убранство восстановлено не полностью.

Беседка «Храм Цереры» находится на вершине высокого холма и смотрит уже не на пруд, а на речку Язвенку. Местоположение беседки выбрано не случайно. Летом 1775 года, уже после покупки Царицына, здесь в шалаше отдыхала Екатерина II. С этого холма она наблюдала за праздником сенокоса. Который и самим пейзанам был в диковинку, поелику устроен сей праздник был графом Григорием Потемкиным для увеселения императрицы. С этим торжеством связано и посвящение храма Церере, богине урожая и плодородия.

После смерти Екатерины II в 1796 году все работы по строительству резиденции останавливаются. Однако силами начальника Московской кремлевской экспедиции Петра Валуева шла работа в царицынских оранжереях. В результате вплоть до 1870-х годов Царицыно пользовалось славой крупнейшего поставщика фруктов и ягод в Москву и Петербург.

Сам Валуев заказал архитектору поставить в «Храме» статую Цереры со снопом в руках. Беседка, в отличие от других павильонов, устраивается как высокая ротонда с колоннадой на трехступенчатом основании. Купол венчает сноп колосьев, тоже позолоченных.

Когда в конце XIX века в Царицыне началось массовое строительство дач, статуя Цереры из беседки пропадала — оно и неудивительно. Помню, как пропала с дорожек на территории Андроникова монастыря старинная плинфа. И видели ее потом у замдиректора музея имени Рублева на даче. Дача для русского, а там и советского человека — это святое. Святее памятников архитектуры.

В 1925 году Царицынский ансамбль переходит в ведение Главнауки. Открывается и историко-краеведческий музей. В связи с этим «Храм Цереры» решено подновить. Заменен ветхий сноп на куполе ротонды. Вместо пропавшей скульптуры на постамент ставят статую Цереры из подмосковной усадьбы Лукино.
В годы Великой Отечественной войны «Храм Цереры» сильно поврежден. Составитель паспорта объекта за 1947 год констатирует с интонацией судмедэксперта: «Кровля проржавела почти полностью, „сноп“ на вершине купола разрушен почти весь. Мраморная скульптура „Церера“ разбита — отсутствует голова, частично руки. Вся статуя расстреляна из огнестрельного оружия».

С 1954 года начинается постепенная реставрация беседки. Но окончательный исторический облик ей возвращают лишь в 2007 году. Восстанавливаются белокаменные ступени и колонны, купол покрывают медью. Пьедестал вновь украшает Церера – современная версия скульптуры работы Александра Бурганова.

Бурганов занимается восстановлением многих парковых скульптур, но все они сделаны намеренно «не по-старинному». Пропорции другие, иной тип фигуры и поразительно маленькая голова. Взять для примера хоть статую Дианы, ее недавнее происхождение видно сразу.

Статуи на павильоне «Миловида», в беседке Цереры и в гроте несколько менее современны, но, признаться, благоприятного впечатления не производят и скорее разрушают исторический инвайронмент, своего рода дыхание времени, нежели поддерживают.

Такова нелегкая судьба и бурная история парковой архитектуры Царицыно. Уж не знаю, чего тем выбегаллам надобно для признания чего-либо памятником эпохе (заметьте: не эпохи, а эпохе!) — чтобы в резиденции непременно проживала царская семья, давались балы и плелись интриги, иначе нещитово? Прекрасная вещь низкопоклонство, маркер подлого люда — сразу по нему низкую душонку видать…

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • RSS
  • Блог Li.ру