В начало... » Уголок гуманиста » Царицыно: камень, плоть, трава. Часть третья

Наконец-то я засела за последнюю часть рассказа о Царицыно. Плоть и трава описаны, остается камень. Достопримечательностей в Царицыно много, поэтому начну с тех, что украшают парк — с павильонов, мостов и руин. Итак, руины.

О руинах надо бы рассказать отдельно. В наше время, по прошествии эпохи романтизма, никого не удивляет консервация руин из историко-культурных соображений, романтическое восприятие их, увеличение посещаемости туристами тех мест, где расположены знаменитые руины — словом, для нас такое отношение к развалинам стало чем-то само собой разумеющимся. Мы и на обычные облупившиеся, полуразрушенные дома, не имеющие исторической ценности, смотрим не без интереса. Наше время уже знает, что такое романтизм. А два с половиной столетия назад всё только начиналось.

Лишь в XIX веке в сознание людей проникла идея энтропии: в первой четверти столетия было открыто второе начало термодинамики, его восприняли как пророчество о грядущей тепловой смерти вселенной (эта научно-эсхатологическая тема обсуждалась даже в романах Жюля Верна). Именно тогда, у романтиков, переживание руин изменилось. Лучшие умы позапрошлого века увидели в них мрачно-угрожающее, хтоническое начало — и ощутили протест против энтропии. Второе начало термодинамики им не нравилось. А до того, в культуре XVIII столетия, руины имели иное значение, они были скорее художественно-философской метафорой, выражавшей бренность всего сущего и отражавшей смирение перед таким положением вещей. Все уничтожается, все гибнет, все проходит. Ars longa, vita brevis est — но все же и искусство не настолько долговечно, как хотелось бы.

Руины — наглядное проявление энтропии, возвращения творений культуры в природу, а ее форм — в единую, гомогенную субстанцию. Мысли, навеянные руинами, величественны. Для человека XVIII века руины — место если не эйфорическое, то все же благоприятное, своего рода locus amoenus, «место блаженства». Вот в чем отличие их восприятия от романтического. Руины не только образовывались сами собою, но и выступали в роли «затей» в поместьях, превращая недавно разбитые регулярные парки в таинственное место «с историей».

В Царицыно «затей» немало. На берегу Верхнего Царицынского пруда имеется башня-руина, построенная в 1804 году.

Причем с самого начала это сооружение строилось как руины замка, от которого сохранилась лишь часть разрушенной крепостной стены с угловой оборонительной башней да смотровой площадкой на ней. Вначале на башне была установлена ажурная беседка-бельведер со шпилем, откуда гости любовались на окрестности парка. Но к концу XIX века строение сильно обветшало, ступеньки стерлись, газеты то и дело писали о том, как нетрезвые гуляющие навернулись при попытке спуститься с башни. А москвичи и вовсе дали царицынской руине название «Чертова лестница».

В советское время на злосчастное сооружение понесло скалолазов, вздумавших тренироваться на стенах башни (признаюсь, я не скалолаз, но когда-то занималась спелеологией — так вот, стенка там простенькая, проще только по лестнице подняться). Господа спортсмены тоже много всего поломали, выкрошили элементы декора и в очередной раз доказали, что хорошая спортивная форма скверно влияет на мозг. Видимо, эманации мышечной ткани разрушают серые клетки.

К 2007 году башню-руину восстановили как могли, то есть устроили более ли менее удобную лестницу с перилами. Увы, ни бельведер, ни декоративные элементы не воссозданы. Нам остается только догадываться, как это сооружение выглядело, когда его построил архитектор Иван Еготов.

Арка «Русалкины ворота» — одна из самых романтичных затей в парке Царицыно. Чудесный вид на эту достопримечательность открывается от павильона Нерастанкино — на фоне воды и удаленных рощ арка-руина выглядит особенно эффектно. Вернее, выглядела бы — уж очень этот склон зарос, а уж летом и золотой осенью с него мало что разглядишь.

В конце XVIII века Верхний Царицынский пруд был расширен и расположенный здесь искусственный остров разделили пополам протокой. На живописном островке группа строителей под руководством того же зодчего Ивана Еготова построила арку с башенкой и флагом на ней. Влюбленные парочки могли проплывать прямо в лодке под аркой и любоваться видом на венчающий холм павильон Нерастанкино. Сейчас, признаюсь, оттуда можно полюбоваться разве что на любителей скандинавской ходьбы, с гиканьем бегающих вверх-вниз по распадку, который тянется от Нерастанкино к пруду.

Есть несколько версий происхождения названия «Русалкиных ворот». По преданию, Екатерина II, любительница представлений, хотела устроить «воздушный театр», то есть театр под открытым небом. Императрица могла бы наблюдать за спектаклем от павильона Нерастанкино, а представления проходили бы на острове, к которому по незаметному ходу шли девушки и неожиданно возникали рядом с аркой. Однако царица так в Царицыно и не приехала — не увидела она и законченного дворцово-паркового комплекса. Вся история строительства — сплошная череда интриг, обид и унижений для архитекторов и прочих впавших в опалу талантливых людей. «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь»…

Имеется и другая версия происхождения этого названия: на Троицу девушки из соседних деревень собирались на лужайке напротив арки и водили хороводы во время «русальной недели». Одного не понимаю: где они это проделывали? Островок крохотный, а если разделить его протокой… И потом, в случае удачи с созданием «воздушного театра» как бы они переходили пруды — неужто вброд? Разве это можно было проделать незаметно?

Уже в концу XIX века исчезла башенка на арке, а в 1990-х годах обрушилась центральная часть сооружения. В 2006-2007 годах арка «Русалкины ворота» была частично восстановлена. Увы, протока под ней и башенка отсутствуют, что привело к потере романтичности всей постройки. Сейчас «Русалкины ворота» действительно выглядят руиной — разрушающимися останками чего-то невозвратимого.

На склонах холмов в качестве «затей» устраивались гроты. Известно, что гроты имелись у подножия холмов под павильоном Нерастанкино и беседкой Миловида. К сожалению, в своем первоначальном виде эти затеи не сохранились.

Остатки грота под беседкой Миловида нашлись во время реставрации парка Царицыно в 2005-2007 годах. Это была пещера с широким входом, состоящая из трех ниш, оформленная цветными камнями и ракушками. К настоящему времени грот еще не восстановили, но планируют его воссоздать.

Грот под павильоном Нерастанкино восстановлен по описям, сделанным тогда же, когда грот был построен — в начале XIX века. Автор постройки неизвестен. Строение выполнено из красного кирпича и оформлено белым «гротескным» — грубо обработанным — камнем.

Внутри помещается статуя нимфы, по случаю золотой осени украшенная венком из вездесущих кленовых листьев. Каким образом гуляющие дотянулись через запертую решетку и напялили на нимфу осеннюю шляпку? Не знаю. Для такого требуются довольно длинные руки.

Строение воссоздано в 2007 году. Скульптура выполнена Александром Сусликовым; поэт Александр Пилигрим посвятил нимфе стихи, печальные и неуклюжие: «Плывут туч в небе караваны. Стоит одна, покорной став, окаменевшие тюльпаны к груди из мрамора прижав». Поэт, что с него взять.

Фигурные ворота — одна из лучших работ Василия Баженова в усадьбе Царицыно. Сам архитектор называл их «воротами прекрасной фигуры» и «строением нежной готической архитектуры». Строение расположено рядом со Средним дворцом (Оперным домом) и отделяет парковую часть усадьбы от дворцовой. Это одна из первых построек усадьбы, ее строительство проходило в 1777-1778 годах.

Фигурные ворота очень нарядны и являются не только парковым элементом, но и скульптурным ансамблем. Главное их украшение — стрельчатая арка, украшенная ажурным узором из граненых белых камней на металлической основе. В центре замысловатого узора изображена виноградная кисть, за что ворота также называют Виноградными.

Скульптурная композиция ворот до наших дней сохранилась лишь частично. Когда-то Фигурные ворота украшали керамические фигуры — четыре декоративные вазы, два мопса и два амура. Это убранство утрачено в XIX веке. Скульптура одной собаки была найдена и сейчас хранится в музее архитектуры имени А.В. Щусева. Мне ужасно интересно, вернут ли мопсов на ворота прекрасной фигуры. Наверняка именно из-за мопсов они получили столь ласковое прозвище!

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Add to favorites
  • RSS
  • Yahoo! Bookmarks
  • Блог Li.ру

11 Ноябрь, 2018 в 5:00