Что такое пошлость, или Замысловатые фигуры на льду достоинства. Часть пятая

Казак Мотелевич, похоже, не в ладах не только с русским языком, но и с зоологией. Нет бы кликнуть клич в гугле по поиску «проблемы с зубами у крыс» и вывести на экран нехитрое, зоологическое: «Зубы у крыс растут на протяжении всей их жизни, поэтому важно, чтобы они что-то постоянно жевали. В противном случае зубы отрастут до такой степени, что будут впиваться в тело, животное утратит способность жевать и, следовательно, нормально функционировать. Эта проблема вполне устранима — резцы просто подрезаются. Но проще не доводить своего питомца до этого состояния!» Или подумать, откуда растут резцы — а растут они из челюсти, из передней точки головы, притом, что мозг расположен у задней стенки черепа, за глазами, все-таки крысы не люди (хоть некоторые писатели и не в курсе данного факта), морды у них не плоские, как человеческое лицо, а сильно вытянутые. Так может ли эта зубная группа достичь мозга? Нет. Никогда. Но логика и Мотелевичи — вещи несовместные.

Так же представим себе фагоцит с зубами, уважаемая публика — и оставим, оставим этих, с позволения сказать, писателей одних. Пусть рассказывают свои сплетни друг другу в своем узком литераторском кругу, с каждым годом становящимся все уже.

А нам, читателям, пора перестать стесняться того факта, что нам неинтересны местечковые сплетни, поданные, как на блюде, на полном незнании простейших вещей, от проблем с зубами у крыс до видения границ повествования. Ведь в художественном тексте, как и в банальной сплетне, важно остановиться вовремя, не выбалтывать всё, что знаешь. Странное это чувство — читать книгу и осознавать: автор болтает обо всем подряд, но ему нечего сказать читателю сверх того, что могли бы поведать бабки на завалинке. Вот это всё про Зяму, Упыриху, Якова Абрамовича и прочих. Только бабки рассказывают острее, насыщенней, ядовитей, в особой манере сарафанного радио.

Воля ваша, а мне кажется, что подмена прозы лытдыбром и сплетнями — это пошло. Впрочем, если кому-то показалось, что я попросту не люблю восточных семейных саг, я бы посоветовала прочесть мою рецензию на роман «Прощальный вздох мавра» Салмана Рушди. В ней присутствует и мое представление о том, как следует живописать второстепенных персонажей, дабы не впасть в ненужную, изрядно всем надоевшую детализацию.

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • RSS
  • Блог Li.ру