Дао писателя. Часть двадцать девятая: святочные поучения — вербальная касторка

Развязка — исход конфликта, его итоговый момент. Это не всегда финал книги, но всегда — смысловая точка в повествовании. Развязка может разрешать конфликт, а может и не устранить противоречие, когда герои так и остаются в сложной, не разрешенной ситуации.

С развязкой у современного автора та же, гм, проблема, что и с финалом. Легче передавить персонажей, словно кур, нежели придать их конфликтам и взаимоотношениям завершенность. Тем более, что есть оправдание со стороны реализма: в реальной жизни большинство конфликтов так ничем и не завершается. Как, впрочем, и большинство жизней не имеет цели, а большинство судеб — смыслового наполнения. Это просто броуновское движение биологических единиц, общее направление которого видится откуда-то из космоса, а то и вовсе из астрала.

Однако искусство, если разобраться, и создавалось, и существовало ради придания роду людскому того, чего ему, условно-разумному, от матери-эволюции не досталось. Грубо говоря, элементы искусства присутствуют и в дикой природе: брачные танцы и песни практически у всех высших животных, обновление наряда райских птиц, декоративные гнезда мусорных шалашников. Помню, одна лихая манагерша-бухгалтерша с физмата пыталась при мне на коленке придумать новую теорию искусства — и обломалась именно на том факте, что понятие бихевиоризма в ее физматом измученном мозгу не закрепилось. На волне обид на то, что у гуманитариев, сук, тоже может быть что-то сложное, скандальную крошку вынесло вон из моего журнала.

Что поделать: не заинтересуйся наше самосознание еще в среднем палеолите, зачем мы живем, многогрешные — и искусства бы никакого не было. Может, мы бы украшали себя к брачным церемониям всякими венками-ожерельями, пели, плясали и строили декоративные шалаши — но в искусство эти занятия не сложились, оставшись сугубо утилитарным средством привлечения самок/самцов для коитуса и размножения.

Разрыв на самом захватывающем месте именуется клиффхэнгером, а развязка — это нечто другое. Она должна содержать в себе идею или хотя бы зерно разрешения конфликта, иначе на кой ляд нужна безмысленная разрядка?

Эпилог (от греческого «epilogos» — «послесловие») рассказывает о дальнейшей судьбе героев, выходящей за рамки истории конфликта, за пределы его разрешения. Разумеется, если никакого разрешения конфликта не было, автор оставил финал открытым, эпилога тоже нет и быть не может.

Впрочем, если публика захочет, современный писатель и к «Евгению Онегину» эпилог напишет. Сами судите, долго ли продержалась Джоан Роулинг со своим заявлением: «Сага о Гарри Поттере закончена и продолжения не будет»? Формально условие соблюдено: глупая даже для фанфика «пиэса» о езде верхом на хроновороте написана не о «Золотом трио», а о детях героев, каковые дети возвращаются во времена «Поттерианы» и шарятся там, как бы не продолжая основное повествование. Слишком большие деньги крутятся во франшизе, чтобы удержаться и не изгадить свой собственный замысел ненужными сиквелами.

Все оттого, что на трех уважающих писательский замысел читателей приходится триста не уважающих ни замысел, ни писателя, ни литературу в целом. Им главное определенность: поженилась центральная пара героев али не поженилась? что сталось с их карьерой, финансами и детородной функцией? И никаких «Додумай сам, уважаемый читатель». Если финал открыт, что это значит? Это значит, что будет продолжение — и больше ничего. Издатель может захотеть от читателя еще денег, зато писатель не может захотеть от него же интеллектуальных усилий. В такое уж время ритуалов во славу желтого дьявола живем…

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • RSS
  • Блог Li.ру