Дао писателя. Часть двадцать восьмая: композиция в свете сетературы

Кольцевая композиция также называется композицией обрамления. Произведение заканчивается тем же антуражем или мизансценой, похожей на ту, с которой все и началось. Это своего рода временная петля, похожая на закольцованную сюжетную линию, столь увлекательную в «Дне сурка» и столь разочаровавшую публику в «Темной башне». Хотя в коммерческой фантастике и в фанфикшене пользуется (по крайней мере пользовался) популярностью так называемый хронофик с возвратом в ключевой момент завязки, а также жанр «попаданства» с возвратом в прошлое. Вот только к финалу герой обязан прийти не в том жалком виде, что и в начале повествования, а с полным ХЭ, в ожерелье из черепов убитых врагов, с круглым банковским счетом, божественной силой и авторитетом, словно у крестного отца мафии, иначе нещитово.

Зеркальная композиция выстроена на симметрии некоторых эпизодов или образов. И опять-таки в самодеятельной литературе, самым скверным образом влияющей на литературу профессиональную, эта композиция по большей части выражена таким образом, что протагонист по сути своей не лучше антагониста, просто автор в приказном порядке назначает его «хорошим», «нашим» и делает так, чтобы любимчик демиурга победил. Однако вылазки и стычки, интриги и взгляды противостоящих сторон не так уж различаются, как пытается внушить читателю автор. Методы у казаков и у разбойников одни и те же, цели сходные, вплоть до жестокой мести за сожженную родную хату, убитую семью и прочие стимулы личностного роста. Также, как правило, выясняется, что представители враждующих сторон состоят в родстве: «Люк, я твой отец!»

Тематическая композиция похожа на зеркальную тем, что помещает в центр повествования взаимоотношения центральных персонажей или образов. Тематическая композиция может быть основана на развитии и трансформации центрального образа, а также на антитезе, противопоставлении и сопоставлении двух образов. Например, в том, что на Западе называют бадди-муви, неизменно действуют двое главных героев, связанных дружбой. Развитие взаимоотношений и личностей центральных действующих лиц становятся нитью, на которую, словно бусины, нанизываются события. Однако образы могут быть не только персонажами, но и мотивами, постоянно встречающимися в повествовании. Например, таков образ дороги, которой буквально пронизан весь жанр так называемого роуд-муви от Гомера и Вергилия до Гоголя и Керуака.

Композиции могут сочетаться и смешиваться между собой. Создавая произведение, автор выбирает принципы компоновки, «сборки» элементов, их последовательности и взаимодействия, используя при этом особые композиционные приемы. Однако о приемах мы поговорим в следующий раз.

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • RSS
  • Блог Li.ру