Дао писателя. Часть сорок третья: умник без мозга


Знаете, меня серьезно утомили филиппики в защиту «знатока психологии Юдковского», начавшиеся в прошлом посте: «Поскольку вряд ли кто-то здесь будет читать фик до конца, выдаю спойлер — здешний Гарри Поттер есть продукт неудачного эксперимента Волдеморта/Квиррела по записи своей личности в чужой мозг. С соответствующим результатом. Все остальные подростки ведут себя так, как и полагается подросткам (в некоторых просто узнаются отдельные мои друзья детства). Уж что-что, а возрастную психологию автор знает. В отличие от половых психологических особенностей, но это вообще непростая тема». Ну надо же, оказывается, есть половые, а есть неполовые психологические особенности! И возрастную-то психологию ЛЮДЕЙ фикер Юдковский, пишущий отчего-то сплошь монографии и статьи по искусственному интеллекту, исследующий проблемы технологической сингулярности и выступающий за создание Дружественного ИИ, знает-пронзает, и особливо в детской психологии разбирается.

Я очень не люблю, когда человек сразу сливает главную идею того, что он пишет. Поэтому и читать не стала. Ежели ты весь из себя пропагандист рацио, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? Мне даже не смешно, когда специалиста по искусственному интеллекту гоп до кучи объявляют знатоком детской и подростковой психологии. Святая, мать вашу, простата! Апологет рационального мышления описывает результат эксперимента по записи Эго (вместе с Ид и Супер-Эго, надо понимать, эти трое друг без дружки никуда) далеко не молодого темного властелина на мозг младенца — и ничего, темному властелину младенческий недоразвитый мозг не жмет, даром что у носителя не то что лобные доли, у него и лимбическая система-то не развилась. Вы говорите, то был результат неудачного эксперимента? А вы представляете, что на самом деле могло бы случиться с мозгом ребенка в случае РЕАЛЬНОЙ неудачи?

Приведу-ка для иллюстрации график развития областей головного мозга и их функций.

От зачатия до 15 месяцев — стволовые структуры. Основные потребности вы­живания — питание, укры­тие, защита, безопасность. Сенсорное развитие вестибулярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения.

15 месяцев — 4,5 лет — лимбическая система. Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками.

4,5 — 7 лет — правое (образное) полушарие. Обработка в мозге целостной картины на основе об­разов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления.

7 — 9 лет — левое (логиче­ское) полушарие. Детальная и линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения и письма, счета, рисования, танцевальных, восприятия музыки, моторики рук.

8 лет — лобная доля. Совершенствование навыков тонкой моторики, становление внутренней речи, контроль социального поведения. Развитие и координация движений глаз: слежение и фокусирование.

9 — 12 лет — мозолистое тело и миелинизация. Комплексная обработка информации всем мозгом.

12 — 16 лет — гормональный всплеск. Формирование знаний о себе, своем теле. Уяснение значимости жизни, появление общественных интересов.

16 — 21 год — целостная система интеллекта и тела. Планирование будущего, анализ новых идей и возможностей.

21 год и далее — интенсивный скачок в развитии нервной сети лобных долей. Развитие системного мышления, уяснение причинных связей высшего уровня, совершенствование эмоций (альтруизм, любовь, сочувствие) и тонких моторных навыков.

Не знаю, в каком возрасте Волдеморт переписал себя на Гарри, но уже в Хогвартс тот прибыл совой, которая не то, чем кажется. Итак, в каком возрасте будем из малыша Гарри слепок с Волдеморта делать? И даже если не из Гарри и не Волдеморта — из абстрактного малыша слепок абстрактного старого хрена с полным набором причинных связей высшего уровня и офигительной комплексной обработкой информации обо всем, что убежать не успело. У малыша мозолистое тело пополам не треснет? Общественные интересы у ребеночка формироваться начинают попозже, а завершают формирование и вовсе к концу седьмого курса. Нормальное дитятко еще в гробу видало те амбиции, которые аффтар приписывает не своему ГГ.

А создал бы своего, не крал чужого — и оригинальный перс мог оказаться любого возраста, не будучи привязан к чужому канону. Соответственно, мог бы изображать из себя любого хрена-из-хоркрукса, какой в голову взбредет, пардон за каламбур.

Когда очередного понтаста-фикрайтера приводят в качестве знатока МАТЕРИАЛЬНЫХ объектов, с которыми нипочем не удалось бы проделать понтастами описанное, я всегда думаю: ну здравствуй, МАГИЯ. Поскольку лишь она, родимая, может объяснить чудесатость, например, переноса личности на носитель, в корпусе которого (то есть в крохотной черепушке ребенка) развитие собственно носителя еще и не начиналось, так только, прикидка идет.

Ладно, скажут мне, но книжка-то про магический мир! Может, там есть хитрая шмагия, чтобы записать всего Волдеморта на мозжечок младенца — и гуляй, недопесок, пока не повзрослеешь! Ведь и в реальном мире 85% мозга человек не задействует. А бывали случаи, когда целое полушарие удаляли — и человек жил полноценной жизнью. Или после ранения в лоб продолжал оставаться собой, как правило, жестоким сукиным сыном, руководимым инстинктами. Ну да, вот только интеллектуальных побед на ниве распространения рационального мышления от такого ампутанта не ожидают даже психиатры. Вполне достаточно, чтобы он смог обслуживать себя и не кидаться на людей. Это состояние в глазах специалиста уже приближено к норме.

Что же до пресловутых 85%, якобы ничем не занятых — так там лежит индивидуальное и коллективное бессознательное. Человек не флешка, знаете ли. Его под завязку не забьешь. Это скорее компьютер, у которого система занимает те самые 85% места, а файлы — что останется.

Но веселее всего, конечно, следующий аргумент: «Собственно, позиция «все взрослые тупые, сейчас я научу вас, как правильно жить» — она тоже довольно-таки подростковая, это в Поттере вполне возрастное. И по мере развития сюжета мы таки можем наблюдать, как он от этой точки зрения постепенно уходит». Так ведь герою сего романа ОДИННАДЦАТЬ. Он к пресловутому «все тупые» приходить должен, а не уходить от него в даль светлую. С двенадцати лет протестная позиция только-только начинает формироваться, к семнадцати достигает апофегея мнимой самостоятельности, когда ребеночек становится окончательно невыносим. Акселерация может приблизить интеллектуальное развитие, половое созревание, но не эмоциональное. Вундеркинд так же эмоционально неразвит, как и обычный ребенок. Мозг еще не получил те «полово-психологические» установки, которые Юдковскому неважны, он и без них всю «возрастную психологию» постиг.

Заодно кому-то здесь вспомнились друзья детства в период протестного поведения. Вот только у друзей был не кризис семи лет (обретение первых внесемейных авторитетов и первые возражения папе с мамой: «А учитель наш не так считает! А мне Петька сказал, что вы неправы!») — нет, сперва должен случиться кризис как минимум тринадцати, если не пятнадцати лет с его бесконечным нытьем («Все вокруг идиоты, меня никто не понимает, уйду я от вас!»). Ну а «Я вас всех научу, как надо» — это и вовсе синдром второкурсника, начитавшегося пособий. Любой, кто девятнадцатилетних засранцев учил, знает их тупое желание выпендриться перед преподом, не имея никакой базы. Разницу кто заметил? Мамы мальчиков, опустите руки, садитесь, всем спасибо. Мамы девочек, не надо плакать, и это пройдет. Вы еще будете в унисон вздыхать над третьим поколением своих потомков, когда у девочек родятся свои… девочки и мальчики.

Возвращаемся к тому ФАКТУ, что органика мозга не перенесла бы всей упомянутой МАГИИ с записью-форматированием-перезаписью. Мальчик в лучшем случае вырос бы шизофреником с расщеплением личности и выпадением сознания. Фикеру вотэтовсё позволительно (да они только так и пишут — у них любая дохлая тушка обоснуя оживляется, как почившая Гермиона, МАГИЕЙ), но пожалуйста, не надо мне впиндюривать фикоперскую «условность искусства» (где там искусство, господи ты боже мой…) за соответствие неким законам логики и рационального мышления. Фантастика бывает рациональной, бывает иррациональной, бывает вообще, гм, иронической. Однако если всё произведение строится на том, что ребеночек мыслит невероятно логично, по-взрослому, либо придумайте сему логичное объяснение, либо не пытайтесь объяснять и тем более не пытайтесь аргументировать богом из машины и Волдемортом из шрама.

Да, Роулинг писала о мире, где никакая рациональность не работает, поэтому и в шраме у ребенка поместился целый взрослый дядя, закон сохранения энергии издох в муках, а второй закон термодинамики работал исключительно на примере того, как с возрастом и лучшие умы превращаются в дерьмо. Зато Юдковский попытался всё перепахать под рационализм. И для начала обосновал саму сущность главного героя МАГИЕЙ. Ну да, у Роулинг тоже было так: там, где из жертвы домашнего насилия должен был вырасти маленький маргинал, обозленный на весь мир, вырастает добрый, честный, чистый ангелочек. Готовый виктим-страстотерпец. Редчайший, уникальный, почти несбыточный случай. Но куда более вероятный, чем старый мальчик, у которого в мозгу без всякой подкрепляющей сей факт органики устаканились десятилетия жизненного опыта.

В общем, мало того, что Юдковский пишет плохо, он еще и пишет антипсихологическую чушь, выкатывая из кустов орды роялей и забивая гвозди шмагией. В мозг главному герою. И это мне предлагают как принцип рационального мышления. Спасибо, господа технари, обойдусь.

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • RSS
  • Блог Li.ру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *