Гад, против прочих гадов иройский

Общая участь всех хвастунов: рано ли, поздно ли, а все таки непременно попадешь впросак.
Уильям Шекспир

Знаете, чем плоха виртуальность (которую одна моя знакомая давеча назвала «клоакой» — и, кажется, в надежде уязвить меня, как обитателя клоаки)? В ней бесконтрольно проявляются качества, о которых в реале лучше забыть. И не из трусости, а скорее от чувства безнадежности. Что изменится, если ты напрямую скажешь собеседнику: заткнись, идиот? Хватит врать, выделываться и упиваться собой. На-до-ел. Да ничего не изменится. Собеседник даже не поймет, за что ему прилетело. Он же ничего плохого не хотел! Как будто на этом свете судят по намерениям, а не по поступкам.

А через пять минут никто не вспомнит, о чем речь шла, только останется впечатление, что у кого-то из присутствующих ПМС — и возможно, хронический. Как говорил сэр Эндрю Эгюйчик: «Ни с того ни с сего проломили мне башку». А между тем даже у шизоидов с их непредсказуемой «нравностью» есть причины не любить окружающих или обижаться бог весть на что в ходе самой что ни на есть светской беседы. Правда, объяснить, что именно оттолкнуло тебя от собеседника, а собеседника и вовсе об стену приложило, бывает практически невозможно. Из-за разности приоритетов — твоих и пресловутой социальной среды.

У среды действительно странные приоритеты, особенно в наш век мегаломании, сопряженной с синдромом Котара.

Если кто не в курсе: синдром Котара — это сочетание тревожной депрессии, деперсонализации, дереализации и бреда с идеями грандиозности и отрицания. Больные жалуются на то, что у них сгнили какие-либо органы, что они давно умерли и разложились, называют себя величайшими преступниками (Джимми Мориарти, чтоб его!), признаются, что они заразили мир СПИДом и проч. Некоторые психиатры говорят о синдроме Котара как о зеркальном отражении или негативе маниакального бреда величия.

Словом, что в наши дни люди ценят превыше всего? Возможность прихвастнуть. Невзирая на опасность этого занятия — ведь хвастаясь, мы поневоле показываем, какие у нас приоритеты и каковы наши страхи.

Предположим, забегает на вашу территорию существо, указавшее в сфере интересов нелепую фразу «Живу в Париже» — выходит, это и есть главный предмет гордости особи, жизнь проведшей в Мухосрани, зато теперь он(а) ужасно горд(а) тем, что более не мухосранин, а парижанин. Или заявится любитель(ница) поучать незнакомца, как едят и готовят «в лучших домах Лондо́на, Парижа и Жмеринки» — и сразу видать, что перед вами любитель играть на понижение: хозяйка блядь, пирог хуйня да вы ничего не умеете, дайте я вас научу… Залетные феечки требуют от критика чего бы то ни было больше боброты и позитива, забывая, что тот им в аниматоры не нанимался — а в качестве аргумента присовокупляют к своим требованиям свою же жизнь как образцовую, опять-таки забывая: что феечке здорово, то разумному смерть. Графоманы трясут цифрами продаж-распродаж своей писанины — и, разумеется, без упоминания цифр возврата и уценки, про качество текста и вовсе молчок. Мошенники и мошенницы перечисляют мифические должности, на которых не работали ни минуты — ввиду того, что этих должностей никогда не существовало. Каждому из них кажется, что после таких кунштюков их немедля зауважают. Вот опустят они собеседника ниже плинтуса — и немедленно получат ха-а-ароший такой кусок респекта.

Ага, как же. Тусовочные игры на понижение страсть как способствуют росту репутации. Особенно в глазах людей умных, опытных и… усталых. Мизантропов, короче. Мизантроп легко сделает вывод о предмете вашего вожделения, о вашей самой больной амбиции — и если ему ваши устремления покажутся ничтожными, ни о каком уважении не может быть и речи.

Согласитесь, странно уважать человека, чья гордость заключается в проживании в Париже или в правильной подаче «блюд в хранцузском стиле». Странно также считать писателем, а не мелким торговцем человека, дрочащего на рейтинг и продажи, гуру житейской мудрости — истеричную липучую дуру, а мастером своего дела — мошенника с поддельной трудовой. Нам, мизантропам, странно, а тем, кто пытается подать себя в качестве референтной группы — им ничо так, намана.

Однако вернемся к теме хвастовства как излюбленной формы общения. Хвастун демонстрирует вам, каковы его истинные ценности и скрытые страхи. Вы, возможно, слишком благородны, чтобы занести пометку об этом в какой-нибудь запароленный список больных мест френдов и не-френдов, знакомых и полузнакомых, чтобы впоследствии ударить побольнее. Вы просто-напросто посылаете дурака лесом-полем, как в мультфильме режиссеров Ивана Иванова-Вано и Михаила Ботова «В некотором царстве»: «Я тебя и барабана, и головы лишу».

Милосердие мизантропа, разумеется, принимают за агрессию и даже за бешенство (в смысле — за болезнь). Люди не понимают, сколь основательно они подставляются со своим инфантильным, а то и дебильным желанием выглядеть лучше, чем они есть. И тем паче не понимают, как ловко и безжалостно могут использовать их нелепую откровенность люди не настолько честные, насколько честен бука-мизантроп в своей неприязни. Обожаемые «френды навсегда», с которыми так приятно заниматься взаимо— и самовосхвалением, запросто снимут с дорогого дружка шкурку и сдадут в ближайшем форуме как предмет горячей дискуссии, есть ли на свете лузер безнадежнее.

Но знаете, что смешнее всего? То, что любое явление имеет декларированную и скрытую сторону. Именно поэтому в бессознательном народных масс крепко-накрепко засел образ буки-идеала, желчного социопата вроде Хауса-Снейпа-Холмса — эдакий образ референтного круга жестоких гениев.

Референтный круг (группа) — это сообщество людей, с которой личность себя идентифицирует и чьи духовные (нравственные) ценности полностью разделяет. Со-ци-о-па-ти-чес-ки-е ценности разделяет нынешний законопослушный обыватель, ценности агрессивного сукина сына, хама-нагибатора.

Да, социопат не стесняется сказать: «А ну заткнись!» умирающему на смертном одре, когда тот излагает свою последнюю волю. У социопата такой полезной вещи, как Маска-Персона, попросту нет. Или он ее вынимает из шкафа по великим дням переговоров о миллиардных сделках, но не считает нужным надевать ни на свадьбы, ни на похороны. Притом у киношных-сериальных социопатов хотя бы отмазка есть: они всеми признаны как гении. Почему-то даже недавние знакомые сериального социопата понимают, что перед ними гений. А вы когда-нибудь предполагали, что ваш собеседник, резкий, как понос — гений? То-то и оно.

В реальном мире звание гения, прилепленное на некого индивида его родимой песочницей посредством соплей с сахаром, держится недолго и довольно быстро отваливается. Чтобы получить это звание из рук самого жестокого жюри — времени, надо умереть и пережить собственную смерть, затем смерть знакомых и их детей, а также детей их детей, пережить свою эпоху с ее ценностями, потребностями и придурями, оказаться полезным отдаленным потомкам, людям новой эпохи, с совсем другим жизненным укладом и приоритетами. Вот тогда ты воистину гений — да только тебя самого на церемонии вручения звания уже нет и быть не может. Такое уж оно, настоящее признание гениальности.

«Видишь, там, на горе,
Возвышается крест,
Под ним десяток солдат —
Повиси-ка на нем…»

Впрочем, существует еще институт кумиров, где мечтают оказаться все, забывая о заморочках с сиюминутной славой, не приносящей, если разобраться, даже прибыли — для извлечения прибыли из известности требуются дополнительные ресурсы и деловой подход, коих у людей творческих кот наплакал.

Кумиры официальные, задекларированные, содержат в себе все одобренные обществом качества. Всякие там далеко не полезные для жизни и благополучия интеллигентность (многие понимают под нею не воспитание-образование, а виктимное поведение), духовность (вечно оборачивающаяся нервозной истеричностью), творческая жилка плюс креативный подход (это вообще непонятно что такое, очевидно, умение подъехать к благодетелю на кривой козе)… Именно таким кумирам положено подражать — перечисленные черты, если верить медийной болтовне, помогут подражателю нравиться всем подряд. А точнее, народу. Фигня, конечно. Когда это интеллигентность с духовностью вызывала у «народа» чувства более положительные, нежели растущее раздражение и крепнущее желание если не морду набить, то хоть гадость сказать?

К тому же официальные кумиры — всего лишь те самые Маски-Персоны, за которыми прячутся скелеты в шкафах, части тела в холодильниках и Тени в подсознании. Глядя на маскарад конформистов, всякий человек понимает: что-то с благостными куклами не так. Не может быть всё настолько хорошо, как нам заливают. Поэтому каждый скандал с разоблачением Персоны публика воспринимает с удовлетворением, с коллективной ухмылкой: «А мы предупреждали!»

Получается, что главная функция любимого публикой антигероя-маргинала-социопата — служить носителем коллективного психологического отката от конформистских деклараций. Молодняк, пресловутое поколение снежинок, якобы уникальных и прекрасных, не верит, что контакт с социопатом разрушит любого из них на раз. Потому что представляет себя на месте гения-социопата, а не его жертвы. Кто еще может так нравиться людям глуповатым, доверчивым и неопытным? Бунтари и маргиналы, из века в век — маргиналы и бунтари. Поведение благополучных обожателей социопатов до нехорошего холодка по спине напоминает историю Варвары Карауловой, глупой девки, у которой было всё, но чего-то не хватало — и тогда она вздумала искать себя в выгребной яме, чтобы уж точно не отмыться-не отмазаться. Так что взрослеть «снежинка» будет уже в тюрьме.

Когда в мире скапливается слишком много уникальных снежинок, начинает работать снегоплавильная установка. Так уж он, мир наш, устроен. Возможно, когда-нибудь вселенная изменится — причем настолько, что станет возможным накапливание критической массы снежинок-эгоистов-индивидуалистов. И человечество, в пику былым ожиданиям, войдет в эпоху индивидуализма, а количество перейдет в качество: на миллион снежинок-придурков будет приходиться целая дюжина гениев, настоящих, апробированных, годных для эпохальных открытий.

Обещаю продолжить эту тему при первой же возможности. То есть как только, так сразу.

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • RSS
  • Блог Li.ру