Группа в полосатых купальниках предупреждает: недобросовестная критика вредна для вашего ума

А. Кузьменков, поглядев на наши хиханьки да хаханьки, снисходительно заметил (цитирую по его письму приятельнице), что «критикесса Ж. еще раз продемонстрировала полную свою некомпетентность. Ну, возникла группировка (хотя de facto нет ее) — так в чем, простите, криминал? Литтусовки существуют столько, сколько сама литература. И вечно грызутся: «Арзамас» против «Беседы», РАПП против «Перевала» и прочая, прочая, прочая». И то правда: творческие и профессиональные объединения не криминал — и не были таковым даже в самые несвободные времена. Если бы между нами, перечисленными Жучковой еретиками, существовал некий профессиональный союз, смешно было бы это отрицать. Но мы слишком разные и слишком индивидуалисты, чтобы объединяться.

Почему, спрашивается, особа, вечно звездящая о своем филологическом звании-образовании-трудовом стаже, не помнит таких вещей? Да все потому же: в критику, как и в литературу, и в преподавание последние десятилетия идет сплошной отстой. Люди без мозгов, с пустыми амбициями и склочным характером, чей нос щипцами торчит в начале каждой свары. Ко мне недавно пришел очередной дурак (технарь, разумеется, хотя среди технарей есть и разумные люди — но этот был не таков) с радостным воплем: «Культуру срача в массы! Обожаю филологов!» (с) Мудак, подумала я. Мудак из тех, кто верит, будто филологи: а) культурные люди, которые б) культурно срутся и в) занимаются только этим, ибо чем им еще заниматься? Попытка вразумления закончилась баном, хотя нафига я вообще этих всех… Ай, ладно. «В техвуз, дорогуша! Два за курсовую!», как говорил доведенный до остервенения тупыми студентами наш незабвенный преподаватель античного искусства.

Тем не менее я понимаю, откуда у мудаков с техническим органчиком в голове возникает такое впечатление о филологах (у меня и у самой впечатление, что среди филологов нормальный профи встречается один на сотню дипломированных… существ обоего пола). Некоторые фразы из статей нынешней истерико-критики читаются как упражнение на проверку девиаций и деформаций психики. Чаще всего — на шизофазию.

Всё та же Ольга Балла, например, в своих опусах пишет «взгляд и нечто»: «Это тот полюс современной эстетической работы, на котором происходит преодоление эстетического в его самодостаточности (у чего, разумеется, есть прямые эстетические последствия)». И что, позвольте узнать, значит данное нагромождение словес? Что искусство для искусства не самый верный путь и под красотой нужно ховать идею? Дико свежая мысль. Всего-то лет трехсот от роду, со времен эпохи Просвещения ясно выраженная сотнями произведений искусства и сотнями же литературных трудов. Итак, хитро…сделанная фраза не более чем способ прикрыть несамостоятельность идеи. У этого приема есть прямые культурные последствия.

Далее — какова же компонента, коя украшает современную эстетическую работу? «И даже не в том смысле, что у поэтов из круга премии эстетическое сращено с этическим и с — довольно широко понятым — политическим». Стоп-стоп. Эстетическое сращено с этическим, а там и вовсе с политическим? Выходит, что с «прокремлевцами» и «либерастами» поэты (да и прозаики) разговаривают разным языком? Нет, я понимаю, что так оно и делается, но О. Балла в курсе, что подобные вещи не повод для комплиментов?

Вот вам последствия рекламной деформации психики. Маркетологи хвалят «продажников», которые к каждому лоху, ах, простите, к каждому представителю ЦА подходят индивидуально и находят понятный тому язык для втюхивания хрени, простите еще раз, для выгодных предложений. Критики, увы, обязаны разговаривать на хорошем русском языке, а не ботать на гопоязе. Не всякий готов опуститься на уровень Алисы Ганиевой с ее «научно-популярным» подсчетом оргазмов Лили Брик, не всякий владеет языком тусовки и этническим диалектом (используемым госструктурами «для достижения геополитических целей» за счет русской культуры). Поэтому критика страшно далека от народа и ограничена в средствах! Языковых.

Зато она может усердно подмахивать всем, кто готов приплатить за эти самые «геополитические цели». Осуществить, ткскзть, сплав (слив?) политического с эстетическим. Всё та же и всё там же: «Премию в конце концов получил (принадлежащий двум культурам одновременно) человек из Украины, с которой у нашей несчастной страны сами знаете что. При всей своей международности премия всё-таки российская, в России учреждена и в ней присуждается, и он эту премию из наших рук принял. Что, по моему разумению, требует большого личного мужества и великодушия». Хм. А те, кто отказывался от премий, будучи несогласен с политикой стран, выдающих эти премии — они, значит, были жестокими трусами? У Баллы, подозреваю, с психикой давно проблемы. Типичные для паралитературной тусовки.

«Я уж не буду говорить о символичности того, что премия была учреждена в катастрофическом 2014-м. Слишком очевидно». Френды удивляются подобным высказываниям: «…катастрофическом 2014-м» — для г-жи Балла-Гертман катастрофическом, что ли? Вроде нет, жрёт и срёт как прежде, да еще и «неистовой Виссарионшей» стала…» Так, может, выведение в Виссарионы эдаких Балл-Выбегалл и есть истинная катастрофа для нашей несчастной страны? Может, заражение нашей культуры термитами без мозгов (но с неукротимым аппетитом) делает нашу страну несчастной?

Какой-то Вл. Новиков всплыл на волнах образованщины: «Главное, что вижу, — это кризис эстетизма и индивидуализма. Догматическая установка на «качество текста» надежно ведет к созданию вялых и предсказуемых текстов». Да где ты ее увидел, эту догматическую установку, Как-тебя-там Новиков? «Русскому языку выпал нобелевский жребий, но эстеты-индивидуалисты остались без награды. «Я лучше, чем она, владею словом». Да, владеете». ЧТО?!! — спросила я в недоумении. А потом сама себе ответила: что, что… Реклама! У нас есть то, чего нет у вас. Хотите об этом поговорить, прежде чем согласиться на наше выгодное предложение?

Омега рассказывает: «Мне же звонят… периодически. В основном пытаясь дорого продать «информационные базы» с информацией, которая на государственных порталах лежит бесплатно. И я умиляюсь каждый раз. Одни начинают надсадно требовать: «А дайте к телефону вашего директора, мы ему сами предложим и всё про вас расскажем!» Другие представились по телефону… сотрудниками прокуратуры. Намекнули на «грядущие проблемы» и тоже предложили купить у них «информационное сопровождение». Угу. Бизнес-эскорт.

«Только этого мало…» — голосом Софии Ротару поет Вл. Новиков. — «Победил автор, интересующийся другими людьми и потому им интересный. Автор, для которого мораль важнее эстетики, а общие ценности важнее индивидуальных… В тот же день в Москве все три награды «Большой книги» также получили моральные шедевры. Думаю, это определение не будет обидным ни для романа Гузели Яхиной, ни для монументальной «Свечки» Валерия Залотухи. Да и Роман Сенчин, часто терзавший читательские души рискованной драматической жестокостью, на этот раз увенчан (вполне заслуженно) за добротное произведение, сориентированное на надежную и почетную моральную традицию». Действительно, вот вам и стопицот раз перетертые моральные проблемы в «моральных шедеврах» с «рискованной драматической жестокостью». (Дивные выражения. И люди, выдающие подобное, предлагают себя в оценщики художественности опусов.) И наезд псевдо-прокуратуры на ослабевшую мораль потребителя. И предложение эскорта — морального, надо понимать.

«Антропологический поворот в литературе, ее отход от (пост)модернистского релятивизма сопровождается стратегическим отступлением — в прошлое, в житейский реализм и в благородный нон-фикшн… Начну с книги Александра Снегирева «Вера», потому что это бросок в следующую литературную эпоху. Вещь, о которой спорят, которую порой осуждают за нарушение литературных приличий: нероманный листаж, «неправильный» женский образ, немотивированность сюжета. Думаю, здесь мы имеем дело не с реалистической моралистикой, а с онтологически значимым гротеском. Ценности здесь не заданы, они ищутся, нащупываются наугад». Вообще-то у нас всё это уже было — с бросками и нащупыванием.

Причем начинался проброс с практически так же названного произведения, а именно с фильма «Маленькая Вера»: повествование шло тютелька в тютельку, с поиском себя, с неправильностью героини… Единственное, в чем был дефицит, так это в пресловутом «благородном нон-фикшне». (Я проработала в сфере научно-популярной литературы больше десяти лет — может, мне объяснят, в чем состоит ее особливое благородство?) Вот только героиня была на порядок более человекоподобной, а не самкой примата, спаривающейся с целой трибой сивапитеков. И тем не менее народ, уловив самую суть сценария, радостно излагал оную в двустишии: «Маленькая Вера слезть не хочет с хера». Если бы снегиревское «Кредо» читал хоть кто-нибудь, господа критики, кроме вашей песочницы, страшно представить, какую частушку сочинили бы и про главную героиню, и про автора…

Что там А. Жучкова вменяла мне и моим заединщикам? Взаимные похвалы и огульное очернение хороших людей, вошедших в тусовочку? Да эти хорошие люди сами себя обожают так, что только слюни летят.

Расхваленный Вл. Новиковым Р. Сенчин: «Бердяев — и философ, и литературный критик… Аполлон Григорьев, Добролюбов, Чернышевский, Писарев — тоже писали не о самих произведениях прозы, не о том, как они сделаны, а о том, что несут обществу, какую пользу или вред могут оказать». «Оказать вред»! О как прекрасен этот мир критики с его альтернативным мышлением и альтернативной же грамотностью. «Сейчас подобного подхода к литературе я не вижу. В нулевые он возникал на несколько лет благодаря Валерии Пустовой, Андрею Рудалеву, Василине Орловой, Алисе Ганиевой». «Запишите: подозреваемая путается в показаниях».

Какие нулевые, гражданин? Вы в курсе, что это было пятнадцать лет назад? Титьку они, конечно, не сосали, но были вчерашними школьницами, тинейджерами. Даже более безграмотными и глупыми, чем сейчас. Взгляните на фото, сделанное уже позже — вот они, ваши новые Бердяевы, Аполлоны Григорьевы, Писаревы и Добролюбовы. 1985, 1984 и 1982 годов рождения.

«Пустовая-Писарева, Орлова-Григорьева, Ганиева-Бердяева — и все они великолепно разбирались в том, что нужно обществу от литературы (а также литературе от общества), едва выйдя из начальной школы (как же хорошо, заметим, было поставлено обучение в отдаленных аулах); жаль, что в дальнейшем избыток образования отравил гениальные умы…» — ехидствует lemon-sole.

Это ли не пиар-менталитет, я вас спрашиваю — расхваливать товар, не уточняя основные данные? Да никаких данных не уточняя. Просто надобно оделить как можно более хвалебными эпитетами и сравнить с как можно более прославленными брендами черт ее знает какую пакость, а затем повторять эту чушь собачью, пока пипл не станет хавать продукт.

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • RSS
  • Блог Li.ру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *