It’s not just a game

Лорен завидует

Припомнилась мне история трехлетней давности, когда я еще не нажила своей нынешней репутации буки драконовой, а была всего лишь начинающей букой. И, как оно нередко бывает, новые френдессы старались меня обаять и растормошить. Всячески. Есть у определенной категории женщин (да и у определенной категории мужчин) излюбленное занятие: тормошить собеседника, пока тот их не выгонит к чертям собачьим, мечтая о тишине и покое. Но это не мешает шебутной публике считать себя душой любого общества и стрекотать-щебетать, пока им мыло в рот не засунут.

Я, как все уже знают, отношусь именно к тем, кто не любит сильно креативных и одновременно шебутных знакомых. От них не знаешь, чего ждать. Вернее, знаешь, но легче от этого не становится.

Помню, одно такое сокровище порадовало меня сообщением, что я у нее ассоциируюсь с раком-отшельником. Причем то было не мимолетное замечание (мимолетно и я у себя с раком-отшельником ассоциируюсь), но как бы игра. Одна из тех невинных игр, по результатам которых всегда есть возможность получить в морду — причем заслуженно.

Всё началось с того, что в своем посте девушка предложила всем желающим проассоциировать их с цветами-музычкой-пейзажами. Заодно и мне… предложила. А если точнее, то прилипла, как банный лист к жопе. Я согласилась, поскольку о животных речи не было и, следовательно, вероятность оскорбительных сравнений снижалась. Какая разница между цветами-мелодиями и зверушками, спросите вы? Большая. Большая психологическая разница.

Цветочки-мелодии-ландшафты суть абстрактные понятия. Чтобы ими дорогого респондента обидеть, нужно сравнить его с плесенью, видом на выгребную яму и песнями Кати Лель. Целенаправленно постараться, одним словом. Полагая, что автор поста стараться в данном направлении не будет, я приняла предложение сравнить меня со всякими там абстракциями. А зря.

Ибо в результате так-таки получила животное, которое связано с идентичностью человека куда более жесткими смысловыми привязками. С доисторических времен мировая культура заимствует из дикой природы названия зверей, птиц, рыб и насекомых для создания образов трусости и доблести, ума и глупости, силы и слабости. Можно очень основательно обидеть человека, сравнив его с животным, которое в его культуре считается непривлекательным. Например, мусульманина — с собакой. А крупную тетеньку — с медведицей. И бесполезно объяснять, что для викинга такое сравнение было бы высшей похвалой. Получишь по мордасам раньше, чем доведешь объяснение до конца.

Девушка, свято веря, что за неудачные метафоры по мордасам не прилетает, принялась рассказывать, какой зверушкой она меня видит — ненароком позабыв, что о зверушках речи не шло изначально. И оказалось, что видит она меня в образе существа, похожего на премудрого пескаря с клешнями. Сидит мягкотелое нечто в своей раковине, украшенной актиниями, под клумбу маскируется, нежное мясцо бережет, усиленно изображая грозность, которой, в сущности, нет и не было никогда. И дико боится, как бы из большого и опасного мира не забрел охотник до морепродуктов в собственном соку. Причем никакими средствами, никакими прозрачными намеками девушке не объяснишь: она ошибается и насчет моей подкоряговой беззащитности, и насчет маскировки под более крутую зверюшку. А тем более насчет моего кругозора, ограниченного разглядыванием раковины изнутри и просмотра узкого участка песочка возле «домика».

На жесткие разъяснения, с чем милое создание играет и какой ответной реакции может дождаться, френдесса объясняет: «Но это же мое впечатление! Я имею на него право!» Первое впечатление, признаю, никогда не бывает исчерпывающим. Оно даже благоприятным бывает редко. Именно поэтому человечество изобрело политес, этикет и прочие цирлих-манирлих: дабы копья искренности, торчащие из нашего пытливого ума, не уязвляли окружающих. Чтобы мы, пока не появится причина говорить гадости, не говорили бы их НЕЧАЯННО, в примитивном желании выпендриться.

Даже если отрешиться от социокультурных непоняток, причины множества недоразумений, не лишне обдумать, ЧТО ты говоришь и КОМУ ты это говоришь. Взять хоть мой случай. Писатель, не видящий дальше собственной раковины. Личность, берегущая тушку с помощью понтов. Инфантил, помешанный на эскапизме. А что еще содержит в себе имидж рака-отшельника? Любезные пояснения вроде тех, что спешно порождал мозг френдессы: «Я скорее думала о маскировке: типа я такой грозный и вообще не я!» только ухудшали дело. Генератор ассоциаций пробалтывался все основательней, усугубляя общее впечатление бестактности и бестолковости.

Что ж, как я впоследствии поняла, ИМХО — оно такое ИМХО… Особенно humble opinion человека безграмотного, неумного и, как следствие, самонадеянного.

Если по формальным признакам предмет описания схож с раком-отшельником: сидит дома, никуда не ходит, друзей раз-два и обчелся, на шею первому встречному не вешается, то как насчет НЕформальных признаков? Аналогичный образ жизни присущ множеству занятых людей, которые, ничего не боясь и не изображая, делают свое дело. Не превращаясь при этом в премудрых пескарей. Так же и мне не свойственна маскировка под кого-то, кем я не являюсь. Человека, раскрывающего себя перед публикой до такой степени, еще поискать. И грозной я не притворяюсь — я БЫВАЮ грозной, когда мне что-то грозит или кто-то надоедает. А еще мне смертельно надоели фантазирующие на мой счет, хотя три года назад это было не настолько явственно.

Однако и тогда я не удержалась от объяснения на тему «Массы, повышайте свою психологическую грамотность!» Если вы не настроены говорить комплименты, сравнивая своих подопытных со львами и орлами, то хотя бы в рамках элементарной вежливости постарайтесь удержаться. Ведь образ забитого, зашоренного и запуганного существа, подаренный собеседнику от щедрости душевной в качестве портрета, как бы выходит за рамки just a game. И становится just an abuse. Я бы посоветовала всем чересчур креативным и позитивным натурам: оставьте попытки поразить собеседника оригинальностью ассоциаций и продумайте ситуацию хотя бы на один шаг вперед. А в первую очередь оцените предлагаемые публике сокровища своей души: они действительно сокровища или?..

Не пытайтесь отговориться тем, что мы — плененные звери, голосим как умеем невинные детки, играющие в игры. Игры — основная составляющая психологической и культурной деятельности. В игре содержится весь негатив взаимоотношений: оскорбления, унижения, травмы и подъебки. А мы давно уже не детки, должны блюсти приличия, если не хотим, чтобы нас за несоблюдение оных шлепали и ставили в угол. Не говорите гадостей нечаянно, полагая, что ваши добродушие и энтузиазм есть достойная компенсация неделикатности. Не есть. Слово — орудие и оружие. Его следует применять по назначению и умело. Считайте это советом профессионала.

Кстати, просьбы типа «Без обид, ладно?» есть просьбы невыполнимые. Если не хочешь, чтобы на тебя обижались, не обижай — и не будешь обижен в ответ. Если тебе так свято понятие игры, прими к сведению: в любую игру могут играть как минимум двое. Ты говоришь то, что мне неприятно, в ответ будь готов услышать то, что будет неприятно тебе. Например, про ассоциативные бездны твоей нежной, творческой души.

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • RSS
  • Блог Li.ру