В начало... » Уголок гуманиста » Кафтан пенистого каравая с фланцами

Френд принес ссылку по теме поста о грандиозной буре, поднявшейся в кругах фантастов после выступления Юзефович-филь на Фантассамблее-2018 (для нетерпеливых читателей: в моем посте ей посвящена вторая половина текста). Френд пишет: «Заскоки этой дамы не понравились и Дивову, и Пейсателю и многим другим. Вассерман собрал подборку ссылок на отзывы по поводу выступления». Но не все так просто, а совы, как всегда, не то, чем кажутся.

Оказывается, после (а может, и до) интервью о своем доминировании на литературно-критическом пространстве (в каковом интервью всячески подчеркивался профессионализм интервьюируемой) мамзель Юзефович принялась транслировать посетителям Фантассамблеи то, что можно охарактеризовать как дилетантски-бесхитростные враки. Студенты, охмуряющие профессуру на экзамене, и те в свое время не были столь… незамутненными. Отчего-то Галина Леонидовна позабыла, что здешняя аудитория вполне в теме по части тиражей и может «поздравить соврамши» — да с цифирью, да с фактами.

Юзефович, как всегда, делает хорошую мину при плохой игре: «С тиражами я действительно ошиблась (хотя общую тенденцию к снижению описала корректно)». Не поняла. Что значит «ошиблась, но общую тенденцию описала корректно»? Аргумент, на котором базируются незатейливые рекомендации Галины Леонидовны, включает в себя сравнение тиражей пресловутой боллитры и масслита, причем далеко не в пользу последнего. У современной прозы, по уверениям Юзефович, тиражи чуть ли не на порядок выше. А следовательно, массовая литература теряет свое гордое имя, будучи побеждена литературой не массовой. И где, спрашивается, оказался этот аргумент в результате, уж не обессудьте, то ли вопиющего невежества, то ли неуклюжего вранья докладчика? Мамзель морщит носик: «…там уже полыхает по всем фронтам — от принудительной гомосексуальности до посягательств на чистоту жанра. P.S. На этом давайте закроем тему за отсутствием желания вести конструктивный диалог с той стороны. Лично я пойду дальше работать». Столь же усердно, как прежде поработала над докладом для Фантассамблеи?

Хотя приемчик с ложными данными — знакомый до слез, еще по упомянутым мною русалкам-докладчицам, посетительницам советских и постперестроечных научных конференций, с их докладами в стиле «Давайте превратим науку историю в искусство истории путем отказа от верификации фактов». Такие персонажи неизменно рассчитывают на ахуй ступор аудитории. И у них всё получается! Пребывая в ступоре, слушатель «на местах» не возражает, а там уж и поздно демонстрировать l’esprit d’escalier, «остроумие на лестнице». Одна беда — советские времена с советским же безгласием и отсутствием временного лага между докладом и реакцией на него закончились. Те же фантасты могут поднять волну в блогах постфактум, выложить ролик и стенограмму, нанеся докладчику много добра и причинив бездну справедливости. И очень даже просто.

Я не особо интересуюсь вопросом тиражей, который всех потряс и возмутил — куда больше требований оставить уже «стругацкую этику» за бортом литературной манеры фантаста новой эпохи. Я понимаю, для масслита разговор о тиражах есть вопрос чести. В отличие от темы «Почему наши лучшие из лучших не отличаются от лучших из худших?» Меня больше интересуют реплики такого рода: «Павел Амнуэль Oleg Divov Удостоверяю. Вот уж лет 12 получаю от издателей (если они вообще снисходят) один и тот же ответ: «Ваши тексты слишком сложны для нашего читателя. Отдел распространения имеет сведения, что ваши книги продаются плохо и относятся к категории лонгселлеров». Один из издателей прямо сказал в личном разговоре: «Чем хуже написано, тем лучше. Быстрее продается».

Да мне то же самое говорили. И другим, полагаю, такожде, поскольку все мы приходили в издательства с желанием изменить замшелый формат и систему на благо читателю, жанру, литературе в целом. Однако у издателя своя вера и своя политика. Вот им бы Юзефовичи свои демагогические лекции и читали бы! А то доминируют, прости господи, где не надо от безделья и наглости…

К слову, премного позабавила картина маслом и соплями, как Дивов утешающе воркует в комментариях с Баштовой, а та рыдает в него, как в подушку, не забывая попутно рекламировать свое новое «фэнтези на основе квантовой теории» (WTF?). Замечу, что Ксения Баштовая ни разу не писатель, она (в чем я убедилась не раз) самиздатовски-альфоармадовская графоманка-громыкоид, неразличимая в общей массе ЖЮФиц. И ее жалобы с претензией «Утешьте и похвалите мой толанд» отдают (если не сказать пованивают) привычкой клянчить фидбэк и приманивать лайки. Именно благодаря этаким Ксюшам-юбочкам-из-плюша фантастика имеет жалкий вид и не лучшую славу в глазах некоего «квалифицированного читателя», упомянутого в лекции Юзефович.

Однако вернемся к главной мысли «лекции», ненароком забытой разомстившимися фантастами на фоне яростного обсуждения тиражей. Что смешнее всего, г-жа Юзефович попыталась предложить русфанту то же, о чем, если верить комментаторам, регулярно толкует-токует и г-н Дивов. Пора, мол, братие и сестрие, сдвинуться с точки конвейерного производства унылого баштового говна и направить стопы свои к пресловутой боллитре. И тут фигак! — приходит мамзель Ю. и приводит аудитории, в которой немало плохих писателей, других плохих писателей. Причем в качестве примера. Хорошего.

С чего я называю Галочкиных любимок плохими писателями? — спросят у меня (как не спросить!). Так то и не я вовсе. Взять, к примеру, хоть разрекламированного семейством Юзефовичей товарища А.Иванова. Нет, не господина, а именно товарища, если судить по его литературной манере и по отзывам на ивановское творчество здравомыслящих, но неласковых критиков. Начну с той рецензии, где ненавистный мамзель Юзефович жестокий правдоруб А.Кузьменков критикует роман тов. Иванова, упомянув его среди прочих прости господи фолк-историков: «Я иной раз диву даюсь: и как только нашим прозаикам удалось школу закончить?

Афлатуни приладил затвор к капсюльному солдатскому ружью образца 1845 года. Юзефович вооружил казаков саблями вместо табельных шашек образца 1838 года. Прилепин досрочно ликвидировал НЭП и пролонгировал действие сухого закона аж до первой пятилетки. Яхина в 1945-м двинула Красную Армию на Париж. Гиголашвили нарядил Ивана Грозного в бушлат. Акунин… ну-у, тут целый список. Хватит и того, что батоно Чхартишвили в последнем романе фандоринского цикла пустил в оборот небывалые 10-рублевые керенки и досрочно применил метрическую систему мер.

Но пермский самородок даже в этой команде второгодников не затеряется. Иванов нацепил на сабли бунчуки вместо темляков, сдал в эксплуатацию Опричный дворец с двухлетним опережением графика и вооружил коми-пермяков скифскими акинаками. А еще вынудил Ивана Грозного чеканить медную монету и подарил государю Апокалипсис в синодальном переводе 1820 года.

Опусы такого рода не переводились — сужу по едким пародиям Аверченко и Ардова. Надеюсь, и вы не забыли: высокая грудь в кокошнике, полный кафтан пенистого каравая… В последнее время этот жанр получил название folk-history. «Дилетант пишет для дилетанта», — пояснил его специфику профессор ВШЭ Игорь Данилевский. History в ивановском изводе как-то уж чересчур folk».

Чем, спрошу я вас, отличается сей мастер пера от рядового фантаста, перевирающего матчасть так, что не нужно быть заклепочником, дабы поугорать с его вундервафель, терминологии и концептов? Признаюсь, справедливые претензии к историческому роману меня трогают не так сильно, как должны бы, учитывая мое образование историка. Ну не разбираюсь я, до какого года капсюльное ружье имеет замок, который могут обозвать и затвором (в историческом, так сказать, контексте), а когда оно уже устроено наподобие винтовки чешского оружейника с непроизносимой фамилией Крнк. Хотя шашку от сабли, а бунчук от темляка отличу, спасибо спортивному и личному опыту, да и когда НЭП кончился, тоже знаю. И про бушлат, и про Красную армию, и про батоно, который лабает и лабает муру про монахинь да послушниц, при случае наряжающихся в декольте… Никакое фолк, извините, хистори не компенсирует ужасающий вкус пенистого каравая.

Но предположим, матчасть в данном диковинном поджанре не главное. Пусть так. Историки, молчать! Заклепочники, цыц! Искусствоведы-реставраторы-реконструкторы, зась! Всем стиснуть зубы и слушать сюда. Предположим, нам, читателям, художественная часть важнее. Она важна нам настолько, что мы этот кафтан выпьем, зажав нос. Ну, вздрогнули! Читаем произведение как читатели, а не как специалисты.

«Тобол» издан в серии «Новый Алексей Иванов» — верить не советую. Текст смонтирован из тех же деталей, что и «Золото» с «Пармой»: вагон драматургических излишеств, love story с ханты-мансийской дивой, долгие и нудные, как репортаж Губерниева, поиски сокровища и урманы-шаманы-ургаланы.

С идеями у А.И., как всегда, ощутимые проблемы. Потому сюжета в «Тоболе» нет, есть мини— и микросюжеты, которые ничто не цементирует, кроме времени и места. Рано или поздно нагрянет неумолимый предложный падеж: о ком, о чем? Клариса Пульсон, вся такая эстетная, мудрствует лукаво: «”Тобол” — роман о пространстве, о судьбах пространства, о судьбах людей, которые в это пространство попали». Хм. В эти ворота въедет вся мировая литература от «Илиады» до «Вечного зова». А конкретнее нельзя? Нельзя. Ибо невозможно.

Отсюда — батальон ненужных персонажей, единственное назначение которых — мозолить глаза читателю. Иванов, не зная, куда их девать, строчит смертные приговоры со скоростью тройки НКВД. Запорожский полковник Григорий Новицкий — утоплен за ненадобностью. Остяцкий шаман Хемьюга — расстрелян. Вогульский шаман Нахрач — зарезан. Бухарский купец Касым — зарезан. Вогульский князек Сатыга — зарезан. Остячка Хомани — утоплена. Джунгарский зайсанг Онхудай — расстрелян. Драгун Юрка — зарезан. Трупов хватит на приличный синодик. Во блаженном успении живот и вечный покой подаждь, Господи, безвинно убиенным рабам твоим…».

«Тут девицын рассказ прервался. Ничего валерьянка не помогла». А вопрос, чем же все-таки современный прозаик Иванов, обласканный профессиональною критикессою Доминатрикс Ю., отличается от такого же сценаристоподобного фантаста Иванова (условно-собирательного образа), повис в воздухе. Ну да пусть повисит, авось до понедельника успею написать продолжение.

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Add to favorites
  • RSS
  • Yahoo! Bookmarks
  • Блог Li.ру

7 Сентябрь, 2018 в 8:00