В начало... » Ловушки психики » Наблюдения за ломехузой. Часть девятая — мастера проклятий

Есть у меня прием, который я прихватила из нон-фикшена и перенесла в художественную литературу, а именно привычку отыскивать мифическое и мистическое в повседневном. Авторы фэнтези (не говоря уж о режиссерах фильмов и сериалов этого жанра) всегда обставляют проявления магического с большой помпой — спецэффекты, световое и лазерное шоу, музыкальное сопровождение безумствует, проклятый колдуном «изменившимся лицом бежит пруду»… А как происходит проклятие в реальном мире?

Как-как… обыденно.

В свое время психолог Эрик Берн, в целом соглашаясь с Шопенгауэром, писал: «Каждый когда-то был ребенком и навсегда сохранил в своей душе детские формы реагирования«, расходился с немецким идеалистом в одной существенной детали: каждый был и остался ребенком, а не только гений. Это очень важно, потому что позволяет присмотреться к вечно детскому в душе человеческой не как к исключительному явлению, а как ко всеобщему, тривиальному качеству.

Ребенок как инстанция психологического аппарата во многом аналогичен фрейдовскому «Оно»: Ребенок так же буен, живет аффектами, нечувствителен к противоречию, подчинен лишь принципу удовольствия, руководствуется первичным психическим процессом — тем же, которым руководствуется подсознание… Но Ребенок не тождественен бессознательному. Потому что он не часть структуры психики, а ее состояние. Э. Берн предполагает, что «все люди, не исключая детей, способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их «Я«. На обыденном языке это звучит так: «В каждом человеке есть Взрослый».

О состоянии Родителя Берн писал: «У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он хранил в себе набор состояний «Я», повторяющих состояния «Я» его родителей (как он их понимал). Эти родительские состояния «Я» при некоторых обстоятельствах начинаются активизироваться. Следовательно, упрощая это состояние, можно сказать: «Каждый носит в себе Родителя«. Итак, по мнению автора теории трансактивного анализа, объективная переработка информации зависит не от возраста, а от стремления задействовать одно из трех состояний. При таком подходе инфантилизм — не что иное, как упорная эксплуатация состояния Ребенка и одновременная нейтрализация и Взрослого (Взрослый — инстанция психического аппарата, либо, согласно теории Э. Берна, состояние психики, почти полный аналог фрейдовского «Я»; руководствуется принципом реальности, имеет последовательное и логичное мышление, ориентирован на конструктивное решение проблем, его целью является деятельность и близость), и Родителя (Родитель — инстанция человеческой психики, либо, согласно теории Э. Берна, состояние психики, аналог фрейдовского «Сверх-Я» — в той его части, которая происходит из идентификации личности с собственными родителями).

Выходит, Ребенок при работе над собой преобразуется в более ответственные состояния Родителя и Взрослого. Если только подсознание не играет в жизни индивида определяющую роль. Тогда он, возможно, и не захочет переходить к более реалистичному и ответственному образу существования.

Так или иначе все дети могут и должны взрослеть, гении они или просто дети. Остается ответить на вопрос, зачем оно человеку нужно — взрослеть? Замечу, как и на всякий мнимо простой вопрос, на него довольно трудно ответить.

С одной стороны, полноценная жизнь требует адекватной оценки со стороны индивида — так появляется стремление объективного восприятия. В ответ на полученную и объективно переработанную информацию возникает личностная реакция. Идет процесс индивидуации, в ходе которого формируется отдельная от первобытного хаоса личность. А личность, развиваясь, ищет способа самореализоваться. На бумаге, конечно, система выглядит стройнее и глаже, чем на живом материале. Но и на бумаге, и в жизни исход один: за бесперебойную работу принципа удовольствия, за все блага, полученные от мира, рано или поздно придется расплачиваться. Кто-то, разумеется, предпочитает «жизнь взаймы»: чтобы оплатить собственные удовольствия, он готов и родных, и друзей выжать досуха, словно дракончик из мультфильма: «Мне, мне, мне, все мне одному — вы же знаете, как я привык?»

С другой стороны, родители также не отличаются альтруизмом и напоминают детям об оплате — довольно часто. Надеемся, вы понимаете: речь не о звонкой монете как таковой. Понятие оплаты намного шире. И включает в себя понятие расплаты — за грехи, за ошибки, за непослушание. Вот о чем говорят родители, измученные затянувшимся праздником непослушания, разгулом хаоса в лице Ребенка. Как правило, дети на острастку реагируют пренебрежительно. Родители отвечают на пренебрежение по-разному, кто-то усиливает напор; кто-то терпеливо выжидает момент, когда деточке достанется на орехи, чтобы произнести торжествующее «А тебя предупреждали!»; кто-то преисполняется гнева, возводит очи горе и воздымает длани к небу, словно целый античный хор.

Неважно, какую технику предпочитают родители, — все описанные варианты относятся к так называемому проклятию. Проклятие (сценарный итог) — не что иное, как родительские угрозы ребенку в отношении его дальнейшей судьбы: «Из-за своего характера (глупости, бездарности, лени и т.п.) ты никогда ничего не достигнешь!»; «Ты не выйдешь замуж из-за своей полноты (кривых зубов, коротких ног и проч.)!»; «Ты заболеешь и умрешь, если не будешь заниматься спортом (не сядешь на диету, не будешь следовать моим советам и др.)!» В жизни человека сценарный итог предрекается, предписывается родителями, однако он будет недействителен до тех пор, пока не будет принят ребенком. От родительского проклятия ребенок может избавиться, выполняя родительские предписания: «Не ешь это! Не ходи туда! Не водись с ними!». При этом он, само собой, упускает шансы что-то сделать, узнать, кем-то стать, одним словом, повзрослеть.

Таким образом, проклятие как в сказке, так и в реальности, сковывает психику ребенка и лишает его самостоятельности. Или запускает триггер возмездия, если ребенок все-таки осмеливается нарушить запрет. Особенно хорошо сценарный итог работает на совестливых, послушных детях, легко приобретающих комплекс вины. На импульсивных натурах, сорвиголовах, барабанных шкурах, действительно уверенных, что они родакам ни черта не должны, не работает никакой античный театр. Правда, личность без комплекса вины — это либо социопат, либо обладатель синдрома Аспергера, либо человек опытный, жизнью битый, для манипуляций недоступный. Среди детишек таких «бронированных» почитай что и нет.

Вот и гуляет родительское (или, при наличии других значимых фигур, чье-то еще) проклятье по детским душам. Притом, что проклятие, оно же сценарный итог — отнюдь не выражение родительской ненависти, как может показаться несведущему человеку. Это проявление усталости, бессилия, паники, когда ребенок выходит из-под контроля и чудит, словно компьютер, подхвативший вирус. Всякий пользователь да вспомнит, как его самого бесил глючащий комп! Просто хотелось взять лопату и… Что, не верится, будто можно так же разозлиться на живое существо, да еще на родное вам существо? Поверьте, можно.

Методы наложения проклятья зависят и от сложившихся обстоятельств, и от психотипа, к которому принадлежит родитель. Эмоциональные и агрессивные натуры, например, импульсивный, активный, истероидный психологические типы, взрываются, точно фейерверки Гэндальфа; устойчивые и агрессивные, как эпилептоид, предпочитают капать на макушку в изысканном стиле китайской пытки; и даже не слишком агрессивные психотипы, вроде психастеноида или шизоида, могут кудахтать или каркать, предрекая всяческие несчастья. Множество родителей день и ночь самоутверждается на детях по принципу: «Мой ребенок — законченный урод, и я ему это докажу!» Докажет, еще как докажет. Родитель — авторитет для своего ребенка. По крайней первые, наиболее значимые годы жизни.

В сказках проклятья накладывают колдуны, ведьмы, нечистая сила, словом, специалисты, хладнокровные и целеустремленные. И магия подается как сформулированное намерение, в которое маги могут вкладывать силу, в отличие от пустых ворчунов и сплетников. Поэтому от всяких «чтоб тебя», «чтоб вас» и «чтоб меня», выпаленных сгоряча, ничего «объекту» не бывает, а вот кабы то же самое, да с вложением магической силы… Например, родительской власти над детской психикой. Тогда и примитивное «чтоб тебя» подействует, и установка «ты урод». А если (когда) третируемое чадо поверит в собственную уродскую суть, родитель света белого невзвидит.

Таким образом, спасением от родительского проклятья служит формирование Родителя и Взрослого — если так можно выразиться, в качестве бодигардов для мощного, но весьма уязвимого радикала психики — Ребенка. Невзирая на все удобства существования в шкуре Ребенка (особенно любимого творческими натурами) — с его эмпатией, в его эмоциональной системе оценок — это крайне рискованный образ жизни. Причем как физически, так и психологически рискованной. Проклянут — и кто знает, что с тобой по жизни станется!

Люди в упор не замечают магии, окружающей их каждодневно, с самого раннего детства. Им кажется, будто абракадабра на дурной латыни или на арамейском может совершить переворот в законах природы, а тем временем обычное брюзжание старой (или молодой) перечницы выворачивает детям мозги наизнанку. Училка и/или родственница внедряется в голову ребенку и поселяется там в виде так называемого «экзаменатора». У наименее везучих жертв в мозгу всю жизнь крутится монолог, полный нелестных высказываний, а голос внутреннего экзаменатора имитирует тембр внешнего экзаменатора, той самой училки, бабки, тетки, мамаши или вечно недовольного чадом отца. Индивид, подпавший под «проклятье экзаменатора», мечтает лишь о том, чтобы удовлетворить проклявшего его, добиться одобрения, похвалы, уважения и признания. Напрасный труд!

Единственный способ столковаться с «экзаменатором» — избавиться от него. С помощью специалиста или без — это уж как получится. И установить свой собственный контроль над самооценкой, насколько это возможно.

Но тут мы сталкиваемся с тем фактом, что наше время — эпоха разгула экзаменаторов. Можно сказать, наше время проклято потребностью во внешнем отклике.

Похоже, тема требует продолжения.

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • email
  • Add to favorites
  • RSS
  • Yahoo! Bookmarks
  • Блог Li.ру

10 Февраль, 2017 в 19:53