Наш внутренний Конфуций

Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к боязливости; смелость без ритуала приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости.
Конфуций

Похоже, что народ у нас сплошь конфуцианцы. И откуда что взялось? Всю жизнь пытаюсь разглядеть в поступках окружающих смысл, а вместо смысла натыкаюсь на ритуалы. В ритуалах же, как говорил А.Генис, смысла нет, но есть цель. Обряды не для поиска смысла созданы, они всего-навсего утишают (то есть делают тише) приступы тревожности. Когда человек ощущает, что в его жизнь врывается нечто непредсказуемое и неконтролируемое, он старается включить пришельца в ритуал и, соответственно, придать неожиданности вид привычный, нестрашный.

Нежелание испытывать страх, тревогу, боль — чувство закономерное. Именно оно лежит в основе нашей способности к миропознанию. Поэтому всякое страдание огораживается ритуалом, словно забором. Благодаря такой защите последствия пережитого удается локализовать и как бы контролировать. Почему как бы? Потому что это никакой не контроль. Это создание внутри вашего собственного сознания эдакой Зоны, куда заходить опасно. Однако если время от времени совершать множество странных, нелепых действий, вызывающих недоумение у окружающих и портящих вашу репутацию, то опасность снижается до приемлемого уровня. Вернее, вашему мозгу, расщепленному Зоной, так кажется, а значит, так и есть. Все логично, не правда ли?

Таким образом, в ваших мозгах формируется нечто вроде дьявольского капища, вы регулярно приносите в нем жертвы, оно планомерно подтачивает вашу веру в себя — но вы, тем не менее, верите, что дешево отделались. До чего же хитрая сволочь эта психика!

Общаться с отправителем ритуала довольно скучно, а после приобретения опыта по части наиболее распространенных ритуалов и вовсе незачем. О чем говорить с жрецом культа карго? А уж тем более если вам доподлинно известно, насколько бесполезны и смешны усилия верующих, насколько равнодушны к туземцам белые боги с их крылатыми машинами, гружеными сгущенкой… Однако меня неизменно удивляет смутность представлений современного человека. Он почти ничего не знает о сути целях ритуального действа, хотя его жизнь состоит из ритуалов чуть меньше, чем полностью.

Психологический ритуал — способ структурирования времени, при котором люди обмениваются хорошо известными и заранее запрограммированными поглаживаниями. Ритуалы как временное явление весьма распространены и не противоречат нормальному развитию (например, многократно повторяющиеся детские игры). Такие ритуалы могут сопровождать любой вид деятельности. В зрелом возрасте повторяющиеся формы поведения охватывают большую область — от адаптивных привычных действий, религиозных обрядов и т.п. до ритуалов при неврозе навязчивых состояний и магических ритуалов психотиков.

К.Юнг считал, что в ритуале человек выражает свои наиболее важные и фундаментальные психические содержания, и в случае отсутствия соответствующих ритуалов люди спонтанно и бессознательно создают их, чтобы обезопасить устойчивость личности. Согласно Э.Фромму ритуал есть символическое выражение мыслей и чувств посредством действия, общего для многих и выражающего общие стремления, основание коих лежит в общих ценностях. Различаются:
1) ритуал рациональный — выражающий стремления, ценные для индивида, и не отвращающий подавленные импульсы;
2) ритуал иррациональный — с навязчиво-вынужденным характером и значительным элементом страха.

На базе этого нехитрого набора определений люди ухитряются составить представление о том, что заполняет, а то и заменяет их жизни. С одной стороны, они видят в ритуале навязчивую последовательность действий, которая помогает пригасить аффект, успокоить тревогу. Это, как полагает здоровый (или недообследованный) гражданин, всё ритуалы больные, невротические или психотические, не дай бог таким заразиться — будешь по сто раз в день руки мыть и по десять раз домой возвращаться, проверяя, выключен ли свет-газ-телефон. Нет, думает он, иррациональных ритуалов нам не надобно, а вот рациональных…

С другой стороны, с «положительного полюса» граждане, далекие от знания психологии, видят какие-то, прости господи, «добрые ритуалы». Перечислением оных не первое десятилетие занимается безликая масса сетепсихологов, мастеров давать советы всем подряд, а значит, никому конкретно. К сожалению, читатели и любители подобного чтива не видят разницы между рекомендациями, в которых обобщение позволительно — и рекомендациями, которые можно давать лишь индивидуально.

Натыкаясь на рекомендации второго рода: «Есть одна хорошая привычка — каждый день ложиться спать одновременно. Перед сном полезно обсудить прошедший день и свои планы. Нет лучше способа стать ближе, чем выслушать любимого человека. Психологи утверждают, что пары, которые путешествуют по царству Морфея в обнимку, эмоционально связаны, сплочены, а значит, рискуют прожить в любви и согласии до самой старости», — невольно задаешься вопросом: какое тупое кисо выдумывает «ритуалы для влюбленных», проверяющие ни в чем не повинных людей на прочность? Благодаря установке на сохранение семьи посредством ночных обнимашек все, кто не любит спать в тесноте и духоте, похоже, «рискует не дожить до старости». В любви, в согласии и в чужом поту.

Еще одна «полезная» рекомендация относительно семейных ритуалов: «Мы все говорим про работу, детей (если есть), сплетничаем о друзьях, знакомых, родственниках, обсуждаем новости политики и экономики, но… Делают ли они нас ближе? Не очень. Сближают людей общие хобби. Запишитесь вместе на занятия танго, в группу психологического тренинга, научитесь играть в большой теннис или заболейте коллекционированием монет. У вас появятся не только новые темы для долгих и продолжительных разговоров, но и позитивные эмоции, которые поставят вас на одну волну». Заметьте, как тонко здесь предлагается вложить денежку в общий психологический тренинг, столь же бесполезный, сколь и недешевый! Плюс навязывание человеку хобби (что бы это ни было — танго, большой теннис или нумизматика) — совет из разряда «Мышки, станьте ежиками!»: если кому-то из двоих неинтересны монеты или ракетки с мячиками, угадайте, как скоро и как далеко незаинтересованная сторона пошлет сторону заинтересованную?

Конечно, верующих в «Великое Тайное Знание сетепсихологов» немного. Гораздо больше тех, кто склонен перенимать их тактику и стратегию обобщений и сверхвыводов. Вспоминается незабвенный судья Кригс с его исчерпывающим мнением о бразильской миллионерше: «Она любит выпить. Этим надо воспользоваться». Следующим логическим шагом становится приклеивание ярлыка к человеку или ситуации.

В психоаналитическом смысле термин «ритуал» используется для обозначения поведения, при котором отдельные его проявления выступают в качестве навязчивой защиты. Ритуалы могут быть сообразны «Я»; однако если такой ритуал прерывается, тотчас усиливаются чувства тревоги и вины, вынуждающие индивида возобновить ритуальное действие с самого начала. Некоторые люди стараются контролировать поступки и действия других, перекладывая на них собственные ритуалы. Подобное поведение отражает агрессивность, защищает от тревоги, чувства вины и беспомощности.

Ну как, описанное поведение ничего не напоминает? Мне лично оно напоминает о безмозглых советах, которые сетепсихологи дают чересчур доверчивым потребителям непроверенной информации. Вот приходит к вам эдакий потребитель хорошо известных и заранее запрограммированных поглаживаний — и начинает исполнять ритуал, в котором вы по умолчанию обязаны принять участие. Причем охотно, от души приветствуя цель визитера, считая ее общей целью, что-то там в духе внезапной, но вечной дружбы и взаимного сердец лобызания. Притом, что даже влюбленной или супружеской паре нужно быть очень и очень осторожной в деле создания собственных, семейных ритуалов: утрясать их не с мамой-подружками-соседками, а с партнером. Иначе недовольная половина попросту слиняет из союза, где ей выдали весьма обременительные установки — неинтересное хобби, неудобства во время сна и прочая.

Задайте себе вопрос: да есть ли прок в старых ритуалах в наше время, балансирующее на лезвии ножа между двух эпох, давным-давно отделившее первые два тысячелетия после Рождества Христова от третьего тысячелетия, от эпохи Сети (замечу, что изменения в инфраструктуре и коммуникациях обычно так и срабатывают — словно водораздел между эпохами)? Сегодня в альтернативной реальности мы можем встретиться с абсолютно чуждым сознанием, которое нам покажется не ближе мозгового слизня. Мы можем наткнуться на социальную группу, чье существование определяется правилами, о которых обычные люди знать не знают. Например, «алиены» окажутся лишены иллюзий, на которых, будто Плоский диск на слонах и черепахе, покоится наш собственный образ мироздания. Кстати, для подобных мутаций вполне достаточно чем-нибудь серьезно заболеть и потерять веру в бесконечность своих ресурсов и продолжительность своей жизни. Как, вы готовы контактировать с этим? В общем, радуйтесь, если вас просто-напросто вышвырнут вон, не разбив вдребезги парочку дорогих вам миражей.

Заодно подсчитайте, как часто вам самому удавалось по-тихому, без срача, бана и бяканья избавиться от хрен пойми кого, перекладывающего на вас свои ритуалы. В виртуальном пространстве изначально можно было обойтись без ритуалов — как добрых, так и недобрых. Для этого стоило всего лишь выработать систему посыла на хрен без прямого указания адреса. Кодовое слово, что ли, изобрести, раз уж «в случае отсутствия соответствующих ритуалов люди спонтанно и бессознательно создают их» — и словом этим намекать заблудшему: не приставай, мол, мимокрокодильчик. Иди дальше, не задерживайся. Так нет же, вместо полезного кодового отказа была изобретена куча идиотских мемов.

Неужто задача отказа от нежелательных ритуалов настолько неразрешима — или наш внутренний Конфуций категорически против любых вольностей, не обряженных в ритуальные одежды?

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • RSS
  • Блог Li.ру