Познай себя вкратце

Tigrar

Что-то не пишутся ни посты, ни статьи, ни нетленка. Сижу, читаю свои книги десятилетней давности. Какие вещи публику тогда волновали… Впрочем, они ее и сейчас волнуют. Взять любую главу навскидку из наших с БМ книг по популярной психологии (усердно ругаемых хейтерами за обложки и названия) — что изменилось-то? Эмоциональные зависимости и стратегия отжима денег из больных, в сущности людей, например, не меняются. Вот и вышел предрождественский пост о шопоголизме.

Психологи пишут: «У российского покупателя сформировано чувство, что если ему уделяют время, значит, надо за это платить. Наши дамы почти не способны устоять перед настойчивостью продавцов-консультантов. Я не вижу ничего плохого в шопинг-терапии: лучше разориться на маечках, чем не давать стрессу разрядку. Тем более, что привычка ходить к психологам у нас еще не сложилась. шопинг-терапия — это абсолютно безвредное лекарство, если оно помогает. Любой нормальной женщине свойственны мысли: у меня плохое настроение, пойду-ка я куплю что-нибудь себе любимой. Для нее это как таблетка от хандры. И если эта таблетка помогает, психолог может только порадоваться«. Разумеется, стоит порадоваться, если для снятия стресса достаточно одной-единственной таблетки и не надо ежедневно принимать горсть колес, дабы с головой погрузиться в эйфорию. Хороша только та доза релаксанта, прием которой не вызывает похмельного синдрома.

В современном индустриальном обществе занятие шопингом стоит на третьем месте после просмотра телепередач и еды. «Таблетка от хандры» — действительно, штука полезная. До тех пор, пока срабатывают тормоза, пока желание купить приглянувшуюся вещь лимитируется количеством нала в кошельке. Но примерно у 5-10 % населения шопинг перерастает рамки обыденного, но приятного времяпрепровождения и становится настоящим заболеванием. Ученые уже придумали названия для потребительского недуга — «шопоголизм», «фискоголизм», «ониомания». Непреодолимое влечение к совершению незапланированных, спонтанных покупок, к сожалению, весьма ненадежный способ замещения пустоты. Пристрастие к шопингу из милой невинной слабости может перейти в невроз. Вначале кажется, что вы всего лишь следуете совету женского журнала: «Поссорились с любимым человеком? Не надо киснуть в одиночестве! Пойдите в магазин и купите себе туфли или сумочку — это очень поднимает настроение!» Но потом, когда вы начинаете влезать в долги и прятать свежеприобретенные вещи от глаз друзей и родных — такой способ расцветить жизнь яркими красками начинает вызвать опасения…

Кстати, если вам кажется, что ониомания — удел миллионеров, то вы ошибаетесь. Шопоголизм свойственен не только определенным слоям общества — сливкам общества или новым русским. Этим отклонением страдают и люди не слишком обеспеченные. Любовь к покупкам возникает из самого человеческого стремления — стремления к самореализации, к проявлению своей личности. Желание приобретать все новые и новые вещи вырастает не из страсти к стяжательству, а из потребности утвердить и продемонстрировать свое «Я», а заодно и свой социальный статус. Или по крайней мере намекнуть: у меня статус что надо! И намекнуть с помощью определенных предметов — одежды, мебели, бытовой техники и транспортных средств — произведенных известными фирмами.

Давно всем известно, что люди, занимающие в обществе высокое положение, не по своей воле предпочитают изделия прославленных фирм или, как сегодня принято говорить, мировых брендов — они вынуждены пользоваться вещами престижных марок и проводить свое время в модных клубах. Это уже не совсем привилегия — скорее работа. В частной жизни, тщательно огороженной от назойливых объективов, люди высокого достатка могут бродить по вилле в потертых тапочках и с наслаждением облачаются в старые свитера. Но в свете чудаковатый миллионер, одетый в ватник и приехавший на троллейбусе — явление исключительное. А в среднем олигархи и звезды тусовок безропотно держат марку. Вот почему на журнальных фотографиях и на голубых экранах мы видим весь наш бомонд облаченным в дорогущие бренды. И те, кому хочется вырасти до высшего ранга (хотя бы в собственном воображении), пытаются для начала хотя бы соответствовать материальной культуре. Правда, случается и мексиканского тушкана за шанхайские барсы выдавать.

Но Эллочка-людоедка, которой приходилось проявлять чудеса изобретательности, чтобы вести свое невидимое миру соревнование с Вандербильдихой — не шопоголик. У нее имелась своя цель, совершенно иная, чем у любительниц спонтанных покупок. Хотя симптомы кажутся схожими — вернее, один симптом. Неразумная трата денег.

При шопоголизме эти амбиции уже не важны и практически отходят на второй план. Проблема состоит в том, что крайне важен становится не предмет, а сам факт покупки. Потребности в новой вещи, вероятно, нет и не было, но потребность в походе по магазинам огромна. И разумные аргументы — например, то, что вещи выгодно приобретать в сезон распродаж или не в бутиках, а в стоках — уже не действуют. Без каждодневных мини-шоп-туров жизнь становится серой и безрадостной, учащаются депрессивные состояния. Покупки становятся средством избавления от депрессии. У магазиномании есть целый список симптомов:
1) вы отправляетесь за покупками, чтобы подавить в себе чувства разочарования, страха или гнева, и приобретение помогает хотя бы ненадолго избавиться от ощущения внутренней пустоты или тревоги;
2) ваши приобретения приводят к спорам и конфликтам с близкими;
3) вы испытываете чувство растерянности, если в кошельке мало денег;
4) момент денежной траты вызывает у вас одновременно и эйфорию, и чувство тревоги;
5) покупка воспринимается как неотвратимый и одновременно запретный поступок;
6) после сделанной покупки вы испытываете взрыв радости, а потом чувство вины или стыда;
7) многие купленные вещи остаются неиспользованными;
8) вы скрываете от близких, что именно купили и сколько денег потратили;
9) вы слишком много думаете о деньгах.

Если вы согласитесь, что каждое из этих утверждений похоже на ваши мысли и ощущения — тогда, конечно, положение не очень хорошее. Но в целом вполне поправимое. Разумеется, чтобы избавиться от психологической зависимости, вам совершенно необходимо проконсультироваться с психологом. Вероятно, существует иной способ заполнить пустующую нишу приятных ощущений. Но для начала можно предпринять некоторые меры для усмирения своей страсти.

1. Контролируйте свои траты. В записной книжке отмечайте дату похода за покупками и пишите, что именно вы купили, а также сколько заплатили за товар. Собирайте чеки — даже от небольших покупок. Вечером или в конце недели, подсчитывая расходы, вы искренне удивитесь, обнаружив, сколько вещей было куплено походя.
2. Помечайте в той же записной книжке, где вы купили ту или иную вещь и что испытали в преддверии покупки. Чувство одиночества? Скуки? Подавленности?
3. Уходя из дома, не берите всю имеющуюся у вас наличность — «на всякий случай», а только разумный минимум.
4. Разработайте альтернативную программу действий для тех моментов, когда на вас нападает покупательский зуд. Можно, например, взяв самую скромную сумму, совершить пешую прогулку или съездить за город, подышать воздухом вдали от магазинов. Но лучше не сидеть перед телевизором, обложившись журналами — это приблизительно то же, что читать поваренную книгу, сидя на диете.
5. Попробуйте подобрать себе менее обременительное — в финансовом смысле — хобби: языковые курсы, пробежки в парке, перечитайте классику. Главное, чтобы у вас не осталось времени и сил хандрить и придумывать, чем бы себя порадовать.
6. Тщательно планируйте свое время. Убедитесь, что шопинг не стал значимой частью ваших дневных занятий — отведите для него самое скромное время, желательно 1-2 раза в месяц.
7. Устраивайте дни и недели, свободные от вещизма: в это время покупайте только продукты. По возможности продлевайте такие упражнения на 1-2 недели: у вас появится привычка контролировать свою приобретательскую страсть.
8. Не заходите «просто посмотреть» в бутики, на вещевые рынки и в другие соблазнительные места.
9. Не заглядывайтесь на витрины, не стойте подолгу перед прилавками и вешалками с одеждой.
10. Ходите по магазинам только со списком необходимых покупок. Прежде чем включить в этот список ту или иную вещь, продумайте — нужна ли она вам вообще, и нужна ли она именно сейчас.
11. Никогда не покупайте вещей, которых нет в списке и нет в ваших планах.
12. Попробуйте сознательно оттянуть срок приобретения той или иной вещи — проверьте, как долго вы можете продержаться.
13. Если вы увидели в магазине нечто, что кажется вам ужасно важным и удачным приобретением — дайте себе контрольное время: за 1-2 дня взвесьте все «за» и «против» этой покупки.
14. Если вы поддались порыву и не смогли с собой справиться — купили совершенно ненужную и неподходящую вещь — не расстраивайтесь. Соберитесь с силами и верните свое приобретение в магазин. Несколько таких эксцессов — и вы начнете продумывать свои шаги.

И, разумеется, попробуйте определить степень своего благоразумия.

Благоразумный ли вы человек?

Ответьте на предлагаемые вопросы «да» или «нет».

1. Выходите ли вы из себя по малейшему поводу?
2. Боитесь ли вы разозлить человека, который заведомо физически сильнее вас?
3. Начинаете ли вы скандалить, чтобы на вас обратили внимание?
4. Любите ли вы ездить на большой скорости, даже если это связано с риском для жизни?
5. Увлекаетесь ли вы лекарствами, когда заболеете?
6. Пойдете ли вы на все, чтобы получить то, что вам очень хочется?
7. Любите ли вы больших собак?
8. Любите ли вы сидеть часами на солнце?
9. Уверены ли вы, что когда-нибудь станете знаменитостью?
10. Умеете ли вы вовремя остановиться, если чувствуете, что начинаете проигрывать?
11. Привыкли ли вы много есть, даже если не голодны?
12. Любите ли вы знать заранее, что вам подарят?

Подсчет баллов по схеме:
1) да — 0, нет — 1;
2) да — 1, нет — 0;
3) да — 0, нет — 1;
4) да — 0, нет — 1;
5) да — 0, нет — 1;
6) да — 0, нет — 1;
7) да — 0, нет — 0;
8) да — 0, нет — 1;
9) да — 0, нет — 1;
10) да — 1, нет — 0;
11) да — 0, нет — 1;
12) да — 0, нет — 1.

Меньше 4 очков. Вы абсолютно безрассудный человек. Вам всего всегда мало. Вы часто чувствуете себя несчастным из-за этой кажущейся неудовлетворенности. Научитесь радоваться приятным мелочам, которых в жизни не так уж мало. Это поможет вам стать спокойнее и рассудительнее.

От 4 до 8 очков. Золотая середина. У вас прекрасное чувство меры. Вы точно знаете свои возможности и не пытаетесь поймать журавля в небе. Хотя в вас есть и немного сумасбродства, которое придает людям такое очарование.

Больше 8 очков. Вы — сама мудрость. Вы благоразумны, потребности ваши умеренны. Вы не ждете разочарования. Но, наверное, можно быть немного подинамичнее. Это облегчит общение с людьми и сделает жизнь намного проще.

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • RSS
  • Блог Li.ру