Решение проблемок за счет литературы, или Позднесталинская мертвечина


За своими делами не заметила, какой очередной дряни дали очередную литературную премию. Впрочем, никаких сомнений, что это будет дрянь, у меня и не было. А как же иначе: если в некой профессиональной сфере людишки делают делишки, не имеющие отношения к ДЕЛУ, которому та сфера должна быть посвящена — что в результате? Дрянь, дрянь и на дорожку еще толика дряни.

Я, признаться, не в том настроении, чтобы заглядывать в рОманы, порожденные не-литературными и попросту анти-литературными соображениями. Слишком уж много таких развелось. Узнаёшь их задолго до того, как они получат все причитающиеся одобрямсы, и даже до того, как откроешь, — по тому, с какой интенсивностью дуют в уши и в дуду господа ангажированные критики. Не могу не процитировать избранные места как романа, так и сопутствующих одобрямсов, отмеченные Еленой Иваницкой в ее посте, а также восхищенными комментаторами поста.

Впрочем, есть восхищение и восхищение. Одна из разновидностей — восхищение, оплаченное кем-либо или чем-либо: деньгами, услугами, укреплением связей… Так, Павел Басинский воспел будущего лауреата нынешней «Ясной Поляны» в «Российской газете» аж несколько месяцев назад: «…мощный, потрясающий, без преувеличения, роман Сергея Самсонова «Держаться за землю». Будьте любезны: новый Шолохов явился! На материале донецко-луганской войны писатель, которому нет и сорока лет (1980 года рождения), написал невероятно мощный роман! Читаешь, изумляешься – откуда, каким ветром это надуло в нашу насквозь искусственную литературную жизнь». «Надуть можно флюс, или пузо, или в штаны», — злоехидствует Е. Иваницая. — «Надуть шедевр – это личное косноязычие Басинского, не уступающее косноязычию надутого шедевра. А выражение «донецко-луганская война» означает, что Донецк воюет с Луганском». И опять критик, душа-человек, заискрился (надулся?) восторгом, причем и в статье, и в названии оной назойливо поминается «явление нового Шолохова»: «Сергей Самсонов написал потрясающе сильный роман. Пересказать его невозможно – нужно читать. Это – эпос. Это книга, которая бывает раз в сто лет». Да уж, надуло нам… в литературу. Я бы даже сказала, просквозил в литературную жизнь «парень молодой».

Юлия Старцева, как и прочие «члены банды скептиков» (спасибочки Жучке за идею), восторга от надутого шедевра не проявила. Более того, смеялась над заранее одобренным дутым шедевром, напевая на мотив «Спят курганы темные»:
«Там, в Поляне Ясненькой, паренька приветили,
Руку дружбы подали, миновав забой,
На банкете критики похвалами встретили,
Шёл в Москву с мильонами парень молодой»
.

Может, мы все неправы? Защитники слюной исходят, визжа про «образ в каждой строке, которого не видят ни хуя не понимающие в литературе». Ну-кась, ну-кась, заглянем в цитаты…

Люблю я эту незатейливую, живую лауреатскую речь, голос свободного человека, не одержимого «указивками» идеологов и не колеблемого линией партии. Кетлинская и Кочетов уныло курят в сортире: «…дальше можно – с Россией. Не идти вместе с нею куда-то, не союзничать и торговать, а вот прямо срастись по живому». Соглашусь с Иваницкой, отметившей, что срастись по живому нельзя. Можно рвать по живому и резать по живому, а срастаются совсем иначе.

Чувствуете свободу, а? Это еще не вся. Дальше ее больше… и больше… Вместе с поэтикой, куды ж без нее.«Возможность взять оружие и самим отжать то, что горбом никогда не нацедишь, открылась им как самая желанная и никогда не чаянная перспектива». Нацедить себе что-либо горбом (точнее, внутрь горба) способен разве что верблюд. И то никогда не чаянные перспективы и прочие красивости, мягко говоря, странновато выглядят на фоне как бы простой как бы шахтерской как бы жизни.

Много в «опупее» странного, особенно много — там, где аффтар старается повысить градус художественности: «Идущая за сыном в каком-то помогающем наклоне, тянущаяся к нему жадным, как губка, лицом, она перетекала взглядом в Толика, в большие руки медсестер, что-то делающих с его телом на бегу от крыльца до автобуса.
Петро растолкал спины-плечи и поймал ее за руку, обжигаясь своим задыхавшимся голосом:
– Куда?! Куда?!
– В Ростов, – сияющие трепетной, пугливой теплотой глаза взглянули на него, но так, словно смотрели сквозь него на Толика. – В Россию, бог даст…»
. Обжигаясь задыхавшимся голосом над помогающим наклоном матери (причем не просто матери, а матери-мутанта с жадным, как губка, лицом), каждый персонаж вправе спросить своего создателя: и что я должен донести до читателя, вот эдак раскорячившись? Что ему и самому надобно срастись с Россией, да по живому?

«Хрррр-храп!» — разбежался от купола хруст затирающих дружка дружку коржей. А он — Фитилька за обрубыш, навьючил, пополз на коленях, таща перемятую тушу к дрожащему в недостижимой дали белесому пятнышку штрека.
— Петя, быстрее! Петя, быстрее! — торил ему криком дорожку Валёк с тоскливым щенячьим подвывом и вот уж со света того, со штрека взмолился: — Давай!..»
Затирающие друг дружку коржи? «Навьючил» — что это вообще значит? По подтексту судя, взгромоздил СЕБЕ на спину, а не на спину тому Фитильку с обрубышем взгромоздил что-то, хм, крайне полезное. Аффтар, судя по опупее, не знает русского, но дико за шахтеров переживает. Хотя никогда их не видал и мало что в донбасской войне понимает. По телевизору смотрел и писал. Очень популярный в наше время формат «записок натуралиста».

Аффтар не снижает градус пафоса и драматизма (бытовуха градус крадет!) ни в каких условиях, включая мирную повседневность: «Каждый раз обрывается сердце. Вроде и привыкаешь с годами. Счет теряешь своим одинаковым спускам в глубь обжитой земли. Так стоишь тык-впритык с мужиками, словно здесь, в этой клети, и вырос — навроде как подсолнечное семечко рядом с точно такими же. Но только клеть снимают с кулаков, Петро Шалимов снова обмирает от возбуждения и страха». «Тык-впритык с мужиками» в тексте смотрится чудесно, особенно если вот это всё переживает обмирающий от возбуждения при КАЖДОМ спуске шахтер. Остается только домысливать происходящее в силу собственной испорченности — пока аффтар добавляет красивостей в силу собственных страшненьких представлений о прекрасном.

Особенно если в тексте встречается и такое: «…и словно черной тушью подведенные глаза. Из всех известных Мизгиреву трудовых племен одни лишь шахтеры имели такой макияж… Казалось, все шахтеры смотрят так, словно хотят его употребить. Не то, наоборот, с зазывной бабской лаской и стыдом, как будто неведомо чем и зачем от него, Мизгирева, оторваны и томимы таинственным, необъяснимым притяжением к нему…» Шахтеры с макияжем, желанием употребить Мизгиря, пардон, Мизгирева, с зазывной бабской лаской и стыдом в подведенных глазах. Эхма!

«Вы были в Донбассе? — Нет», — признался в интервью новый наш лауреат Самсонов, получивший премию «Ясная Поляна» за опупею о Донбассе по рецептам тиливизера. Кому и на черта может понадобиться опупея автора, который даже не потрудился увидеть то, о чем косноязычил 700 страниц?» — спрашивает Иваницкая. Нуачетакова? Он и про других шахтеров напишет, мирных. Каданьть.

«— Почему вы выбрали для книги тему, связанную с Донбассом?
— Можно найти пять, десять объяснений. Но понимаете какая штука: мне кажется, что люди, о которых я писал, они в каком-то смысле безъязыкие. Они не могут сами за себя сказать или могут, но слишком косноязычно, слишком невнятно. Они не могут выговорить свою боль, свою нужду, свое представление о справедливости.
— А шахтеры из Кемеровской области разве могут?
— Дойдет и до них очередь. Разница между ними и шахтерами из Донбасса — разница между миром и войной».

Вот начнут воевать кемеровские, аффтар подсуетится. Ему намекнут, что три ляма, конечно, больше не обломится, а вот лимон-полтора… Тут-то он и сядет к телевизору с ноутбуком, трудолюбивый новый Шолохов.

Так же смешно вчитываться в слюнявые сентенции бывших лауреатов, пришедшихся не ко двору в горниле геополитической борьбы со своими христианнейшими одноногими собачками. Александра Николаенко, создавшая копию букероносного опуса про Бобрыкина (снова перед публикой плачет-бьется ребятенок, взывая к Боженьке: «Отец, почто ты меня оставил, убил бабушку мою и кошечку?») и номинированная за эту слезливую чушь на благословение классика, всепонимающе-кротка: «Саша Николаенко они дали первое хорошей книге. Катя. я уступаю с горечью и радостью. видела потрясенное лицо этого человека, знаю о чем он написал. Знаю что такое название не может значить плохую книгу. Она называется ДЕРЖИСЬ ЗА ЗЕМЛЮ.
Всё было справедливо в выборе их.
И правы слова гениального Курчаткина о Феде. Он сказал.
Все хорошие книги это БОГУ О НАС.

Анаит Григорян Всё равно мы за тебя болели, Сашечка, за Федю твоего

Саша Николаенко знаю, девочки. Я перед вами виновата. Но победил достойный. Победил человек книгой своей как и Федя призывающий остановить войну. Достойный победил. Это победа.
мало. это значит они этой премией хотят остановить войну»
.

Прелестно. Семь сотен страниц косноязычного вранья должны остановить войну. (Не иначе как усмирить сердца гневливых и возвысить помыслы алчных. Поистине прекрасен современный писатель — своим идиотизмом и способностью проговариваться некстати). Разумеется, геополитическое основание такого выбора видно ВСЕМ, даже таким нелепым существам, как Николаенко. Смешно анализировать причины, по которым премию «Ясная Поляна» отдали до смешного знакомому в плане стиля («позднесталинская мертвечина») роману Сергея Самсонова «Держаться за землю». Недаром и в новостях промелькнуло: Захар Прилепин получил президентский грант на развитие патриотической литературы. Два с половиной лимона, чаю попить.

Таковы геополитические делишки и гешефты, делающиеся за счет многострадальной русской литературы. Будут и другие проблемки, решаемые за ее счет. Я и о них расскажу в рамках темы: каких ЛИТЕРАТУРНЫХ успехов можно хотеть от подобных «литераторов», использующих литературу как средство, а читателя как стадо?

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • RSS
  • Блог Li.ру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *