В начало... » Ловушки психики » Смерть в кадре

Посмертное фото-2

Наткнулась однажды в интернете на любопытнейший пост о посмертной фотографии. В начале прошлого века фотография была дорогим и мало кому доступным удовольствием, а смерть ребенка — обычным делом. И чтобы сохранить облик почившего малыша, многие родители фотографировались с ним, как с живым. Дети на этих фотографиях мертвы. Их глаза нарисованы, их щеки подкрашены, их ручки-ножки уложены так, чтобы придать смерти мирный, ручной вид глубокого сна.

В комментариях к посту — сотни и сотни воплей ужаса: что это? зачем? они сумасшедшие, эти люди!

Вот о чем я писала не раз: в исторических кино и романах действуют наши современники, наряженные в старинные костюмы, а вовсе не воссозданные исторические характеры. Мы даже не замечаем, как сильно МЫ отличаемся от НИХ. Менталитет современного человека не предполагает столь бытовых, рутинных взаимоотношений со смертью. Мы боимся ее настолько, что не считаем, будто изображение «на память» стоит кошмарной многочасовой возни с перекладыванием маленького мертвеца так и эдак на руках скорбящих родителей. Мы не уверены, что это вообще законно — усаживать труп одной дочери на диван и заставлять вторую, выжившую дочку прижиматься к покойнице в как бы сестринском объятии… В наших глазах все это безобразие сродни некрофилии.

Ну а в глазах человека, родившегося на сто лет раньше, это всего лишь дополнительный обряд, предваряющий дорогие, качественные похороны: ребеночка не только в хороший гроб положили, но и сняли на дагерротип, чтоб память осталась. Ничего не пожалели — сразу видать, любящие родители!

Посмертное фото-1

Посмертное фото-1

Посмертное фото-2

Посмертное фото 3

Нам странна сама идея — только что потеряв ребенка, позировать с ним в обнимку, как будто он жив и просто-напросто спит — в колыбели, на руках у родителей, прижавшись к материнской груди.

Посмертное фото 11

Посмертное фото 13

Посмертное фото 4

Посмертное фото 5

Посмертное фото 6

И даже фотографии «вокруг гроба» кажутся довольно удручающими — но они хотя бы в рамках традиции: случилось в семье событие, радостное или нет, а запечатлеть надо.

Посмертное фото 12

Посмертное фото 7

Да и отдельные фотографии, когда ребенок предстает как бы живым, вызывают дикие картины в воображении: как покойнику открывали глаза (чего, мягко говоря, традиция совсем не одобряет), придавали ему «живоподобие», придерживали, привязывали, подпирали — чтобы сделать хороший кадр. Как будто те, в чьем семейном альбоме хранится этот снимок, смогут забыть, что снимали мертвого.

Посмертное фото 10

Посмертное фото 19

Посмертное фото 20

Посмертное фото 21

Посмертное фото 8

Между тем не только маленького ребенка, от которого, если его на прощание не сфотографировать с родителям, ничего не останется — он же только и успел, что родиться — но и довольно взрослых людей эдак усаживали и придавали им вид спящих или бодрствующих.

Посмертное фото 9

Посмертное фото 14

Таким образом, новая технология — фотографирование — заставило забыть о христианской традиции: после смерти тело обмыть, переодеть, глаза ему закрыть, челюсть подвязать и уложить в гроб, а не возить туда-сюда, подыскивая позу поживее и освещение получше. Те, кто решился проделать такое с дорогим покойным, не традиции соблюдал, а новаторствовал почем зря. Хотя, конечно, обыденность восприятия смерти в этой «новации» была многовековая, обусловленная высокой смертностью.

Посмертное фото 15

Посмертное фото 16

И чем ниже смертность, тем более пугливым становится наше отношение к смерти. Мы уже не хороним треть рожениц и половину младенцев, не считаем, что все, кому перевалило за шестой десяток, зажились на этом свете. И не считаем похороны неотъемлемой частью семейной светской жизни. Во всяком случае, я не представляю себе нашего современника, который сумел бы выглядеть таким очаровашкой над трупом, как мужчина на последней фотографии…

Посмертное фото 17

Посмертное фото 18

И даже те, кто ничуть не боится покойников, уже не смогут относиться к ним с той странной смесью почтения и фамильярности, которую демонстрировали наши предки век назад. Либо-либо. Либо профессиональное равнодушие патологоанатома, либо желание непрофессионала пореже соприкасаться со смертью. Притом, что опосредованные встречи с нею — в виде художественных образов и компьютерных персонажамей — у нас происходят куда как часто.

Вот так и меняются главные ментальности в коллективном подсознании, пока нам мерещится, будто ценности эти — вечные и неизменные.

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • RSS
  • Блог Li.ру

14 Май, 2013 в 18:56