Хлеб, свежий, как мысль

Еще одно описание завтрака с философской подкладкой. Когда я готовлю, у меня мысли кочуют в сторону философствования, словно стада копытных по Серенгети. Утром очень хорошо философствуется. Особенно когда печешь свежий хлеб из расстоявшегося в холодильнике теста. Французы сдобное тесто на бриошь и прочие булки всегда в холоде расстаивают. Я и несдобное с вечера замешиваю и ставлю в холодильник. К утру оно высоко подходит, подпирает натянутую на миску пищевую пленку и мягко проседает под руками. Я раскатываю его в плоский прямоугольник, потом делаю из прямоугольных пластов два багета, ставлю на вторую расстойку в тепло — и все это время философствую, философствую.

Например, о том, какая странная штука ностальгия. Я вот не ностальгирую по былым временам и, в отличие от большинства пожилых пассеистов, вернуться во времена своей молодости не хочу. Вероятно, дело в том, что при советской власти серость и нищета негативно компенсировали высокий культурный и нравственный уровень, а невозможность воплотить в жизнь личные достижения вела к одному и тому же финалу для непризнанных гениев (среди которых были и настоящие гении) — к алкоголизму и ранней смерти в нищете и безвестности. Зачем туда возвращаться? Чтобы знать: впереди десятилетие кровавого передела власти, собственности, территорий, а потом долгое падение в моральную и духовную пропасть?

К тому же личного комфорта и личной гармонии в нынешнем времени у меня столько, сколько тридцать лет назад не было и быть не могло. То было время борьбы, а бороться, знаете ли, надоедает даже людям упрямым, стойким и жестоким — таким, как я. Нет, я определенно не пассеист.

Тем смешнее бывает читать «хронофики» о путешествии во времени, когда персонаж типа Гарри Поттера или Северуса Снейпа возвращается в давние времена, зная, что день грядущий ему готовит, и дает леща всем, кто ему жизнь сломал. Мстит недругам, завязывает полезные связи не с Уизли, а с Малфоем, посылает сладкого дедушку Дамблдора Запретным лесом и чистит карму Тому Риддлу. Поттеропассеизм сформировал целый пласт в фанфикшене, но интересен он, конечно, не сюжетными поворотами и не, прости господи, художественными приемами. Интересен он детской, чистой, незамутненной и даже в чем-то имбецильной верой в знание, вернее на Знание (с прописной!) Будущего (тоже с прописной, не хрен собачий). Дескать, предвидение — это власть! Над миром.

Ну а я представляю себе, как оказалась бы в собственной юности и… вряд ли бы вообще вспомнила, кому там и за что мстить. Разумеется, некоторые товарищи получили бы отлуп еще на этапе знакомства. Спасибо соцсетям, научили жать на «отклонить, удалить запрос, забанить, пометить данного улыбчивого мудака как спам», в юности-то я стеснялась говорить человеку ни за что ни про что: уйди, ты мне несимпатичен, моя интуиция при виде твоей рожи орет «аларм!» — но не более того. Не стала бы я никого жОстоко карать за то, что они уже совершили или еще не совершили. И путь свой жизненный менять не стала бы. Благо мне пригодилось всё, собранное на этом пути, в том числе шрамы и оплеухи.

Все-таки молодые люди слишком много надежд возлагают на предвидение. Если вернуться в прошлое, что тебя поразит в первую очередь? То, какие все мелкие, прыщавые и густоволосые — ты-то их всех помнишь лысыми, заматеревшими и совсем с другими дефектами кожи. Еще, наверное, будет удивительно, как хреново в доперестроечной реальности с товарами первого потребления, с зарплатами, с карьерным ростом, с транспортом личным и общественным, с выездом за границу, если не считать «заграницу» республиканскую, куда и ездить, строго говоря, было незачем, разве что на заработки.

Вряд ли бы я стала менять свое будущее получением какого-то иного, неебически полезного образования. Меня устраивает мое разностороннее образование, в конечном итоге всё оно пошло в дело. В то самое дело, которым я и не надеялась заниматься, пока была молода и глупа. Что еще, согласно советам хронофантастов, принято менять, раз уж загремел в собственное прошлое? Раньше начать основную трудовую деятельность, дабы сделать офигенную карьеру? В моем случае — раньше начать писать. А что писать-то? Фантастические рассказы в духе тех, что так легко ваялись в школьные годы чудесные, в духе «Сейлормун» (каковой «Сейлормун» тогда еще не существовало, даже жанра «мерисья» еще не было, я изобрела его в частном порядке, как все подростки со склонностью к фантастической литературе)? Нетушки, этот жанр в нашей многострадальной литературе я бы воплощать не стала. И без меня японцы справились, анимуфаги подхватили.

«Придумать», а точнее, слизать придуманное кем-то в далеком будущем — невелика доблесть. Куда сложнее пробить задумку, положив немало сил, денег и нервов. И тут поневоле возникает вопрос: ну пробьешь ты задумку, которая не твоя и никогда не была твоей. Поставишь на поток ее производство, начнешь стричь купоны и каждый год менять автомобили и бой-герлфрендов — с новой модели на новейшую. А идейка-то так твоей и не станет. Ты всю жизнь будешь ощущать, что впахиваешь на чужое ноу-хау, правда, имея с того бабло и славу.

Пустому, бездарному человечку — нормально и даже кайфово. Тому, у кого было, было что-то свое, дюже обидно. Вот и получается, что герои хронопутешествий, описанные пылкими МТА, пустышки, которым ничего, кроме бабок и славы, не требуется. На Поттера не похоже. Да и на Снейпа тоже. Роулинг их несколько поглубже живописала.

А знаете, что смешнее всего? То, что в хронописеве герой всегда усердно учится, а если выражаться точнее, превращается в зубрилку с чугунной задницей. Также он бежит за каким-то лешим к гоблинам — разузнавать свои родовые корни. Естественно, ему сообщают, что он лорд того и сего, называют имена родственников, завсегда готовых принять в свой род бедного сиротку с отличным аттестатом. Словом, сама реальность оказывается добрее и справедливее, чем она есть. Читаешь и посмеиваешься: дети-дети, куда вас дети с вашими мечтами о добром и справедливом мироздании…

Ни отличные оценки, ни «лордеццкое» происхождение ничегошеньки не меняет в реальной судьбе реальных или хотя бы правдоподобных людей. Помните, был у Роулинг неприятный второстепенный персонаж — Перси Уизли, вылитый Молчалин из «Горя от ума»? Служил-выслуживался в клерках в Министерстве магии бывший староста школы, отличник, из чистокровной семьи, правда, бедной, как церковные мыши… А начальство даже имени Перси не помнило. Думаю, вернувшийся в начало истории недотыкомка Поттер мог заучиться до состояния Перси Уизли, никакой блестящей будущности ему не светило. Зато светила ему героическая смерть и синдром героя, коли выживет. Роулинг еще подыграла жаждущим хеппи-энда читателям, нарисовав Поттеру вполне приемлемую судьбу обывателя: трое детей, любимая жена, хорошая работа…

Вот и получается, что младоаффтары пишут хроноопусы в духе мечтаний своих мамочек: чистенький, воспитанный, умненький надменный сучонок из приличной семьи вместо растрепанного недотепы, которого все используют. Правда, чтобы понять эту нехитрую истину, нужно прожить целую жизнь — и не самую простую.

Собственно, о чем я и хотела сказать под этот свежий, дивно пахнущий хлеб: в свою жизнь, как в реку, нельзя войти дважды. Из любого путешествия человек возвращается другим, в том числе и из путешествия по своей единственной, славатебебоже, жизни.

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • RSS
  • Блог Li.ру