Замуж через два сфинктера

Дракон

Электричество на полдня отключили (у нас такое редко бывает) — то-то я оценила особенности современного бытия и быта! Оказывается, вокруг меня все держится на электричестве! Даже телефон издох. Пришлось в диспетчерскую с мобильного звонить. Хорошо хоть холодильник у нас заинька, еще сутки без электроэнергии морозит, поэтому находящиеся в нем продукты не пострадали. Зато приготовить их не получится — духовка-то электрическая. Только плита (она, к счастью, газовая, но на ней в сегодняшнем меню ничего жарить не собирались — я вообще нечасто ем жареное). Пирог с капустой забубенить собиралась — теперь ни процессор для шинковки не включить, ни планетарный миксер, ни духовку.

Однако самое неприятное — невозможность работать без электричества. Кажется, нафига писателю электричество белым днем? В окошко солнце светит, сиди да пиши, води ручкой по бумаге. Ага. Вы бы еще гусиное перо и пергамент посоветовали. Мало того, что без пропавшего вместе с электричеством интернета возникает чувство выученной беспомощности (вдруг понадобится что-нибудь уточнить, а в словаре иностранных слов, медицинской и Советской энциклопедии этого нету?), так еще на бумаге и не перенесешь абзац, не отыщешь автоматом нужное место в рукописи, не поругаешься на редактуру ворда. И чистый лист, замечу, гораздо безжалостней к автору, чем чистый экран.

Чистый лист беспощаден. От него исходит насмешливый сарказм. На него не действует азартное «В первый раз, что ли?», с которым я порубила капусту (вот и сечка пригодилась — а была бы сабля, еще задорней получилось бы). Чистый лист, в отличие от монитора (который не такой уж и чистый, есть на что взор перевести), заставляет шлифовать первую фразу и шлифовать, перекатывать ее в мозгу до написания, вертеть так и эдак, пытаясь придать ей не только смысл, но и посыл на будущее. Кстати, о посылах и первых фразах.

Как нарочно, мироздание подкинуло повод для размышления и вместе с тем иллюстрацию к ненаписанному посту: в некропост (чему я обычно не препятствую и даже не сетую, если в старый пост приходит коммент) пришел, очевидно, фанат с намерением защитить некую Юлию Жукову. Обожаю этих грязных бродяг благородных рыцарей с их извечным «А давайте я вам объясню элементарные вещи, вы из-за незнания их так и не поняли, что имеете дело с большим толандом». Рыцарям кажется: если я не прочла УГ, о котором упомянула вскользь, до последней строки, то наверняка не поняла, с кем и с чем дело имею. Сейчас они мне усё разъяснят и я полюблю отвергнутого аффтара всей своей темной драконьей душой.

Не полюблю. Хотя бы потому, что большинство аффтаров по нескольким абзацам в самом начале книги видны, как облупленные и препарированные.

Вот почему с первыми фразами надо быть очень, очень осторожным. Мало того, что вокруг полным-полно дур вроде не раз мною упомянутых Певзнер и Сетелизы, неспособных понять: на протяжении книги интонация текста меняется, поэтому не надо определять жанр по первым страницам. Зато, если ты достаточно образован, сможешь определить уровень владения словом по первым страницам, а уровень грамотности — и вовсе по первым строкам. Сюжет можно оценить, прочитав не менее четверти книги, а чтобы оценить стиль — и четверти главы довольно. У текста много сторон, для оценки которых нужны разные объемы прочитанного.

В любом случае снятие пробы никогда не означает поедание всего блюда, а тем паче всей кастрюли. Иногда довольно запаха, чтобы не прикасаться к продукту. Исключений, вроде дуриана, байкальского омуля, масла из трюфелей и лимбургера, пахнущего носками, не так уж много. Но вам будут совать и совать в нос пресловутую «гениальную десятую главу», которой может и не быть, но к которой вы должны героически продираться сквозь пустопорожнее чириканье вроде этого.

Работать в космосе я хотела почти с института, с тех пор как стала встречаться с одним пилотом. Очень уж неудобно, когда его по два-три месяца на Земле не бывает. А так была бы романтика, он пилотирует, я за санитарией слежу. Да и платят в восемь раз больше, чем на Земле за то же самое. Но пробиться, конечно, оказалось непросто даже по блату. Уже и запал схлынул, и пилотик мой сгинул, и вот наконец я вырвалась с родной планеты на вольный воздух, вернее, вакуум. (Хотя зелёные последнее время ворчат, что мы так засорили космос воздухом, что скоро уже дышать можно будет).
Однако всё у меня вечно не как у людей, а точнее, всё как всегда -— тут уж кому какая философия ближе. За три дня полёта я успела перекидать об стенку столько туфель, что можно было записываться в сороконожки. Конечно, дело всё было во мне: всегда-то меня всякие мелкие несовершенства в окружающем мире раздражают. Кто угодно другой, наверное, принял бы как должное… Ну начальница противная, но не смертельно. Ну работа не такая, как мечталось, зато платят хорошо.
А вообще за иллюминатором звёзд тьма тьмущая, если так можно выразиться. Солнышко далеко-о-о светит. Земли уже четыре дня как не видно. В стекло можно ткнуть пальцем, появится менюшка: выбирай объект, увеличивай, любуйся. Можно посмотреть, куда летим, хотя это ещё через два Сфинктера. (На всеобщем языке они Воротами называются, по функции, ну а наши, конечно, по внешнему сходству обозвали).

Хотя давайте уже перестанем ханжить и признаем: после такого начала никаких сомнений не остается — перед нами ЖЮФ самого дрянного пошиба. И дело не в иронических (да есть ли тут ирония?) интонациях, благодаря которым вообразившие себя критиками трололо могут записать автора и в ЖЮФицы, и в средние писателя́, и в графоманы. Дело в общем идиотизме написанного: мысль мечется, как вошь по бане. Роман с пилотом-бабки за санитарию-зеленые человечки ебанько-защита вакуума-бросание туфель в стену-запись в сороконожки-начальница противная-мы в жопе движемся к Сфинктерам. Я что тебе, психоаналитик, девочка? За выслушивание потока сознания платят, ты в курсе, аффтар?

Приведенный фрагмент взят из романа Юлии Жуковой «Замуж с осложениями». Лично мне первые абзацы сказали о пресловутом опусе всё. Однако существо по имени Ксения Ершова пришло и рискнуло здоровьем указать мне на мою опрометчивость: «Прошу прощения за поднятие довольно старой темы, но всё же рискну. «„Уже и запал схлынул, и пилотик мой сгинул, и вот наконец я вырвалась с родной планеты на вольный воздух, вернее, вакуум. (Хотя зелёные последнее время ворчат, что мы так засорили космос воздухом, что скоро уже дышать можно будет).“ — Зеленые, защищающие вакуум, вперлись в текст внезапно и непонятно, за каким чертом. Космическая эпоха настала, а зеленые не изменились.»
В данном случае героиня на протяжении всего произведения нередко поднимает тему взаимодействия человечества и природы, природопользования и т. д. И на мой взгляд упоминание зелёных в начале произведения в речи от её имени описывает её характер. А уж изменятся ли зелёные — это дело совсем уж непредсказуемое, хотя на мой взгляд в космическую эру они «чистоту» вакуума тем более будут изучать
«.

Первое, что испытала лично я, было изумление перед дивным невежеством человека (и даже не одного), полагающего, будто вакуум есть полная пустота и за эту пустоту можно и нужно бороться. Надо не знать о космосе и атмосфере ни-че-го, чтобы представлять себе, будто атмосфера заканчивается четко, как отрезанная: по сю сторону еще воздух есть, а за чертой уже зась! Засорение вакуума! Надо ничего не знать о кометах, газово-пылевых облаках, газовых гигантах и вообще о космосе, чтобы бухтеть нечто подобное. И это чмо садится писать НФ. А другое чмо мне сует первое чмо в качестве автора, пишущего про взаимодействие человека и природы.

Ахдаж! Это ж шутка юмора. ЖЮФецкая несмешная и неумная шутка, сразу дающая понять, какого рода мука вас ожидает.

Детачки (сколько бы вам там ни натикало)! Коли вы с природой и с наукой общаетесь на уровне горшка на окошке и новостей от британских учОных, не надо лезть к образованным людям со своим куцым умишком. И по ушам не прилетит, и реплики свои тереть поспешно не придется. Тем более что это бесполезно: если вы меня своей тупизной изумили, я все равно про вас напишу. И любимцам вашим тоже достанется. Думайте, так ли они хороши и так ли хороши вы, чтобы оспаривать мое о них мнение.

А теперь спросим (себя, фоннат все равно не ответит): какой характер описывает начало опуса? Отсутствие концентрации, гиперактивность, неспособность придерживаться заявленной темы разговора — то есть, судя по всему, инфантилизм и дебилизм? Я понимаю, многие безграмотные и откровенно глупые люди любят прийти и разъяснить мне, сиротинке, охуительность очередного ЖЮФописева, но характер, характер-то где оно тут углядело? Даже из названия опуса больше узнаешь. Героиня сперва была чиста, а после перестала, но и потом все больше переписывалась.

После моего более чем нелюбезного ответа мамзель Ершовой (При чем тут занятия зеленых в далеком светлом будущем, когда речь об апофенической фразе аффтара? А проще говоря для таких, как вы, это бессвязна херня по типу «В огороде бузина, в Киеве дядька».) защитница самиздатописева быстренько потерла коммент и растворилась в нетях — и черт бы с ней. А заодно и с осложнениями Жуковой в плане замужества, что креатуры, что креатора.

Подумалось внезапно: защитники самиздатописева, что, действительно не понимают, насколько херово пишет их подзащитный — или им до усрачки важно переспорить меня? Ведь это не знаю в который раз приходит человечек с СИ (из фанфикшена, из издательских шестерок, из форумных недотыкомок, из насикомых, из сикомых, из диарейных) и пытается меня убедить, будто совершенно бессмысленное, я бы даже сказала, безмысленное щебетание есть полноценный текст.

Они и правда верят, что эти громыкообразные книжонки (раньше громыкоиды ее ведьм тырили, нынче тырят космоолухов, к которым человек со вкусом и многометровым шестом не притронется), где все и вся кучей — зеленые, пилотики, туфли, сороконожки, сфинктеры — по мере натяжения на глобус превращается в нечто осмысленное и даже глубокомысленное? Про взаимодействие человечества и природы, а также природопользование, кое, очевидно, и позволяет ГГ выйти замуж, пусть и с осложнениями.

Хорошо, предположим, так и есть. Я проверять не собираюсь, мне попросту неинтересно. Но речь, собственно, не о том, какие темы поднимет (или не поднимет) автор впоследствии. Речь — о херовом стиле, об апофенических фразах, которые гробят интерес к книге до прочтения оной.

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • RSS
  • Блог Li.ру