И когда очередной технарь приходит с заявление типа: «Ой, как заня-атно… Я себя представил физиком на поприще искусствоведения. Вот честно — я в истории искусства разбираюсь постольку, поскольку грех образованному человеку не знать фамилий Челлини, Беллини и Ренессанс. Так что эксперимент будет чистым. Интересно, что ты скажешь про меня в роли искусствоведа?» — я устало пророчествую:
а) Бездарность и безграмотность в каждом шаге, в каждом слове. Неопрятное обращение с материалом, неуважительное, на грани тупых хохм. Ренессанс вообще не фамилия. Искусствовед — не музыковед. А историко-географические и социально-общественные условия не принадлежат к категории общепсихологических, как частенько валят в кучу технари.
б) Физики, впавшие в лиризм, забывают главные условия развития искусства: спрос, материалы, религия и пожрать. Если технарю напомнить этот фактор, он принимается рассуждать в духе того, что на искусство всегда влияла куча условий. Хотя три-четыре БАЗОВЫХ — это не куча.
в) Точно так же амбициозный технарь не замечает возражений по существу — в частности то, что предложенные им константы константами не являются, а углубление в более древние времена попросту выводит нас на территорию, где предложенные постоянные (типа хомо сапиенс) перестают существовать, а значит, дерьмо это, а не постоянные. Не замечают вообще ничего, кроме пресловутого «Арс лонга, вита бревис». Это не принцип. Это красивая, но заезженная фраза из тех, которыми оперируют, перестав соображать.
Большинство физиков, впавших в лиризм, ищут уголок, где они могли бы славно попиздеть о прекрасном иськюйстве и о его влиянии на души человеческие, демонстрируя глубокий, настоявшийся дилетантизм, не воспринимая простейших вещей, подносимых на блюдечке, путая острое с кислым. И всё-то их приношение гуманитаристике — это поиск констант, которые, может, где-то и существуют, но не определимы навскидку невеждой, не владеющим материалом — а технарь именно таков и есть. Понимаю, физику обидно признавать: он ничего не может на чужой научной территории. Здесь он всего лишь вдохновенный идиот, похуже наших собственных, гуманитарных вдохновенных идиотов. Последние хотя бы понимают основы теории истории. К тому же истории искусства сто с небольшим лет, по сравнению с физикой она — что пещерный человек супротив столяра. По крайней мере, физики так считают.
Так вот я вам всем объясню по-нашему, по-пещерному.
ЛЮБОЙ технарь в истории искусства — идиот, пока не станет историком искусства. То есть не получит другую профессию. Математика и физика способны лишь на формально-логический подход, который нужен искусствоведению, как в жопе кактус. Да, теория искусства — наука, которой более ста лет. И ее теории намного более развиты, чем доморощенные, сляпанные на коленке идеи господ дилетантов, кто бы они по образованию ни были. Тем более, что господа дилетанты-технари искренне надеются мозгами в гуманитаристике отдохнуть и с работы переключиться на пиздеж. Как и все прочие дилетанты. И очень, очень удивляются, когда их строем посылают по адресу, напечатанному на билете.