Конечно, в конце концов выясняется, что орки-то и есть самые настоящие эльфы, только, как Толкиен и объяснял, изуродованные до неузнаваемости самым темным из темных эльфов.
— Сам Темный Эльф вызвал это племя к жизни, — невозмутимо продолжал Рурак, — когда-то давно, когда его оттолкнули подобные ему только потому, что он занимался темными искусствами и проводил запрещенные эксперименты — эксперименты, целью которых было создание новой расы, темных эльфов, таких же, как он сам. Он мечтал о том, чтобы собрать войско, армию воинов, которые беспрекословно следовали бы за ним, и после нескольких неудачных попыток он достиг успеха: из пленных эльфов-воинов, которых он мучил и на которых наложил темные заклинания, он создал первых темных эльфов. Он назвал их отродьем Маргока — но сами они, неспособные произнести эти слова, называли себя орками.
— Видишь, Раммар, — несколько удивленно произнес Бальбок, — итак, история о лопающихся гнойниках, из которых мы все появились, не совсем неправильная.
— Чушь! — кричал Раммар. — Все это чушь!
— А вот и нет, — заверил его колдун. — А что касается вас обоих, то история на этом не заканчивается. Потому что со временем Маргок искалечил и превратил в порождение тьмы многих эльфов — но вы оба ведете свой род от самых первых темных эльфов, которых создал Маргок.
Потому-то и раскрываются перед орками никому не подвластные врата, и надевается на одного из братьев (не буду спойлерить, на какого именно) корона древнего эльфийского царя, и квест заканчивается полным успехом. Для полного счастья не хватает лишь, чтобы Аланна полюбила орка — но тут автор пасует и вручает сердце древней эльфийки приблудившемуся к компании человеку-изгою, который ничем не лучше орка — разве что внешне. А еще у него когда-то подружку убили, так он по этому поводу до сих пор в раздрае. Этакий травестированный образ Арагорна, покинутого нежной Арвен и деградировавшего в простого бандита.
Словом, вся оригинальность авторской задумки заключается в том, чтобы лишить фэнтези его главной фэнтезийно-психологической составляющей — высоких чувств и помыслов, направленных не на примитивное выживание и обзаведение малым бизнесом, а на спасение мира (как минимум). Та же творческая находка становится главной проблемой произведения: временами кажется, что ты больше ни страницы не в силах прочесть, потому что волшебная сказка, лишенная волшебства, представляется нонсенсом, а не парадоксом.
Итак, перед нами книга, предназначенная для тех, кому в фэнтези правды жизни не хватает. Мир, выглядящий как альтернативная история Средиземья после победы Мордора. Если вам интересна подобная история — прочтите и узрите, во что может превратиться Средиземье, если его своевременно не спасти.