Александр Кузьменков. Братва, назначайте друг друга!

К слову, о дураках, набежавших в мою статью о Прилепе Захаркине (сохранила комментарии только тех, что на ВК, остальных и открывать не стала). Надо же дать им разъяснение от профессионала. А как, если профессионалам тоже стараются слова не давать? Хорошо Юлия Старцева сохранила для нас эту статью без купюр.

«Статья Александра Кузьменкова на электронном портале «Абзац» вышла искорёженная цензурными ножницами, все упоминания клана Толстых (и «Ясной Поляны») были изъяты. С согласия автора публикую её в ЖЖ в нетронутом виде, полностью. Зато стало ясно из скандала с прилепинскими проскрипциями, что Евг. Лавлинский покушается не только на «гнездо либералов», но и на все «кожаные кресла» разом (экая необъятная задница у ВПЗР!). Ради такого дела и корешей не жаль, Шаргунова да Сенчина…

БРАТВА, НАЗНАЧАЙТЕ ДРУГ ДРУГА!

От Советского информбюро: приказом по Наркомату цифрового развития № 544 от 18 сего июля образован Экспертный совет по вопросам литературной деятельности.
В задачи вновь созданного органа входят проведение общественных и экспертных обсуждений ключевых отраслевых проблем; формирование предложений по приоритетным вопросам литературной деятельности; инициирование и рассмотрение проектов отраслевых нормативных правовых актов; обобщение и распространение успешного опыта работы в сфере литературной деятельности.
Проще говоря, в нашем литературном дурдоме новая бригада санитаров. Надо бы познакомиться поближе: страна должна знать своих героев.

ПЯТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Первый пункт повестки дня – самый безобидный: профессиональная компетентность господ экспертов.
Говорят, что дилетант копирует реальность, а мастер ее создает. Если оно и впрямь так, то члены Экспертного совета – профи, каких поискать. В их текстах живет и дышит полной грудью дивный новый мир – не четвертое даже, а как минимум пятое измерение. Льюис Кэрролл с его Страной чудес пристыженно плачет в дальнем углу.
У Павла Басинского, пожалуй, самые скромные результаты: всего-то изобрел колюще-режущую модификацию стилета да продлил сезон сбора черемши до конца августа. Ну, еще нацепил на ковбойскую куртку серебряные мониста – ви ж зрозуміли: хай живе рідна Оклахомщина. И цитата вдогонку: «Они были бесконечно влюблены друг в друга и орали во весь голос песню Good buy, America!» Кто бы еще втолковал кандидату филологических наук, что свердловские рокеры прощались с Америкой, а не желали ей удачных покупок.
Алексей Варламов выступил не в пример эффектнее. Например, переименовал Ларса фон Триера в Ланса, а Отто Вейнингера – в Веннигейнера.  Больше скажу: варламовские герои в 1914-м измеряют расстояние не верстами, но километрами, наслышаны о радиации и могут при случае помянуть «засланного казачка» из «Неуловимых мстителей». И опять-таки цитата: «Молебен о ниспошлении дождя», – и не скажешь, что доктор филологических наук старался.
Евгений Водолазкин – тоже большой затейник. Устроил Дзержинскому инсульт вместо инфаркта. Досрочно расстрелял белого генерала Миллера – в 1922-м вместо 1939-го да еще и на Соловках вместо внутренней тюрьмы НКВД на Лубянке. Открыл в голодном Питере 1921 года колбасную фабрику – любопытно, на каком сырье работала? Научил героя-гитариста извлекать высокие ноты на верхних ладах – на зависть Ричи Блэкмору и Балди Олиеру. Без цитаты и здесь не обойтись: «По лицам стоявших катился пот ожидания. Соленые капли гулко падали на землю». Капли пота, ага. На землю. Гулко. Вы в состоянии это представить?
Сергей Шаргунов… Не знаю, есть ли у клоунов разряды. Если есть, я бы присвоил ему высший, 6-й. И даже без квалификационной комиссии, honoris causa. В его прозе из взорванного каменного памятника торчат огрызки арматуры, а купальщица теплым майским днем выходит из озера в замерзших каплях воды. Ручейки пота способны журчать, и случаются лазоревые зори. Указательный палец можно лакать, лента свисает с платья сквозь сердце, а у человека самое малое две аорты. Само собой, для описания параллельной реальности нужен уникальный, за гранью шизофазии, язык. И Шаргунов его создал: «Полудурок, необычно вечно бледный».
Я еще долго так могу – и про Богданову, и про Кучерскую, и про Визеля, и про Замшева. Благо у меня все ходы записаны. Да одна игра – не потеха, пора привести сказанное к общему знаменателю.
Дмитрий Быков в одной из лекций вещал, что мета-сюжет русской литературы XXI века еще выстраивается. По-моему, так уже вполне выстроился: саморазоблачение идиотов.
Точнее, полудурков. Необычно вечно бледных.

ВНУКИ ТРОЦКОГО

Не мне вам рассказывать, как товарищ Ленин окрестил товарища Троцкого. Я вам лучше вот что скажу: у Льва Давидовича есть как минимум два внебрачных внука. Оба они – члены Экспертного совета по литературе, и оба унаследовали от деда качества, отмеченные вождем мирового пролетариата.
Главред «Литературной газеты» Максим Замшев лет 15 назад был с нашим знаменем цвета одного и весь из себя серпастый-молоткастый: «Нужна красная контрреволюция. Чувствуете, как звучит! Красная контрреволюция!» Потом команданте Гечевара пережил странную метаморфозу. Новое время – новые песни: «Горбачев и Ельцин – самые несправедливо оболганные фигуры 20 века. Если бы не они, мы до сих пор бы ходили строем, как в Северной Корее и жили бы в тотальной лжи».
Идеология не подведомственна психиатрам, а жаль. У пациента З. налицо биполярное политическое расстройство.
Однако замшевские ужимки и прыжки – сущая фигня по сравнению с шаргуновскими.
В давнем интервью Сергей Александрович провозгласил: «Я человек не идеологии, но идеалов». Шаргуновские идеалы и впрямь незыблемы от младых ногтей:
«Отец подвозил меня, третьеклассника, к школе… Кремль навсегда покорил меня. Сердце рвалось, ночью я не мог заснуть, мечтая о чудесном завтра: черная “Волга”, шофер в кожанке… Потом я сижу за документами, под картой… Окно кремлевца Шаргунова нежно прикрыто занавеской».
А идеология тут сродни тампонам ОВ – тоже разового пользования. Наш пострел везде поспел: был помощником депутата у коммунистки Астраханкиной и яблочника Щекочихина, вступал в «Родину» и «Справедливую Россию», умел поладить и с либералом Яшиным, и с имперцем Прохановым. Юность Шаргунова – театрализованный праздник непослушания: козел в роли единоросса да дерзкие лозунги «Вексельберг, верни народу яйца!» (не подумайте плохого – Фаберже) и «Серая тля, вон из Кремля!» Зрелость Шаргунова – это скоропостижная благонамеренность, депутатский мандат и членство в думской фракции КПРФ, даром что беспартийный. Злоязыкие соцсети, глядя на лихие сальто-мортале, окрестили Шаргунова Шаркуновым. Им, гагарам, недоступно: меняется идеология, но идеал-то вечен.
Эка невидаль дети лейтенанта Шмидта. Вот внуки Троцкого – это высший пилотаж.
Ваше политическое кредо? – Всегда! С кем вы, мастера культуры? – Чё, в натуре, сам не видишь?!
Консул Квинт Сервилий Цепион надменно цедил сквозь зубы: Roma traditoribus non premia. Наивные, все-таки, эти римляне были, не нам чета: Tertia Roma solum traditoribus premia.

КОЗÁ НОСТРА

Виктор Ерофеев писал: «Есть мнение, что существует литературная мафия. Это мнение неудачников».
Хм. Спорное, по-моему, утверждение. Чтобы его опровергнуть, не надо устраивать слежку и красть документы из сейфов: 75 процентов разведданных взяты из открытых источников информации. Умейте лишь сопоставлять и анализировать. Точно так же и с Экспертным советом: я просто перечислю общедоступные сведения. А выводы придут сами собой.
Председатель Экспертного совета Владимир Григорьев. Глава департамента господдержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры. Член правления «Ельцин-Центра». Председатель Совета «Центра поддержки отечественной словесности», учредившего «Большую книгу». Основатель издательства «Вагриус». Создатель и председатель Наблюдательного совета «Института перевода», в составе учредителей которого – «Ельцин-Центр».
Заместитель председателя Алексей Варламов. Лауреат «Большой книги» (2007). Издал в «Редакции Елены Шубиной» четыре книги. Член жюри «Ясной Поляны».
Елена Шубина. Глава «Редакции Елены Шубиной» издательства «АСТ». В 1996-2008 годах заведовала отделом современной литературы издательства «Вагриус». Член жюри «Большой книги».
Татьяна Восковская. Директор «Центра поддержки отечественной словесности». В 2010-2022 годах возглавляла управление специальных и международных проектов «Ельцин-Центра».
Евгений Резниченко. Исполнительный директор «Института перевода».
Евгений Водолазкин. Дважды лауреат «Большой книги» (2013, 2016). Издал в «Редакции Елены Шубиной» восемь книг. Член жюри «Ясной Поляны».
Павел Басинский. Лауреат «Большой книги» (2010). Издал в «Редакции Елены Шубиной» десять книг. Член жюри «Ясной Поляны» и «Большой книги».
Майя Кучерская. Лауреат «Большой книги» (2021). Издала в «Редакции Елены Шубиной» шесть книг. Руководитель и совладелица Creative Writing School. Член жюри «Большой книги».
Вера Богданова. Номинант «Большой книги» (2021). Издала в «Редакции Елены Шубиной» две книги. Выпускница Creative Writing School.
Дмитрий Бак. Председатель жюри «Большой книги».
Татьяна Соловьева. Бывший PR-менеджер «Редакции Елены Шубиной». Жена Дмитрия Бака. Заместитель главного редактора «Юности».
Сергей Шаргунов. Лауреат «Большой книги» (2017). Главный редактор «Юности». Зять Владимира Толстого, президентского советника по культуре, председателя жюри «Ясной Поляны» и члена жюри «Большой книги».
Екатерина Толстая. Директор музея-усадьбы «Ясная Поляна». Жена Владимира Толстого.
Могу продолжить, но и без того понятно: вот она, сидорова козá ностра. Скованная одной цепью, связанная одной целью. С традиционной иерархией: Capo di Tutti Capi, Sotto Capo, Consigliere, Uomini d’Onore. С одним на всех командным пунктом – «Ельцин-центром», что решает, какие российские книги будут представлены на буржуинских ярмарках, и легко выигрывает все гостендеры на организацию экспозиций. С одними и теми же кормушками – «РЕШкой», «Большой книгой» и «Ясной Поляной». С громадным опытом освоения спонсорских и бюджетных средств, которые грешно выпускать из-под контроля.
Что не ясно?

ПОСТСКРИПТУМ

Если братва займется лишь привычным распилом – это будет благо. Хуже, если и впрямь последуют отраслевые нормативно-правовые акты и повсеместное внедрение успешного опыта работы в сфере литературной деятельности. Представляете, на что способна команда продвинутых интеллектуалов, обремененных высокими моральными принципами?
Ладно, это частности. А если в общем…
Невзначай вспомнилась «Война и мир»: «Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое».
Да уж. Граф Лев Николаевич явно не знал, что хорошие парни побеждают лишь в Голливуде.

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • RSS
  • Блог Li.ру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *