Не так давно в очередной раз поднимала в блоге тему чувства меры. Естественно, на примере наиважнейшего для меня искусства. В литературе сложно даже объяснить, что такое чувство меры и с чем его едят. Тем же работникам издательств хрен объяснишь, отчего нельзя сварганить образ по методу повара Ноздрева, который «руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец — он сыпал перец, капуста ли попалась — совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох — словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выдет» (с). В результате мы получаем таких принцев на белых конях, что прямо душа поет — и у пристроенных Золушек, и у непристроенных.
И особливо она поет у психиатров, специализирующихся на ДРИ, оно же диссоциативное расстройство идентичности, оно же расстройство множественной личности, оно же раздвоение личности, оно же расщепление личности. Поскольку это очень редкое психическое расстройство — из-за его редкости само существование ДРИ долгое время ставили под сомнение. А тут прям стада принцев бегают неописанные в ахуе расстройстве. Вернее, описанные, но не в клиническом, а в маловысокохудожественном смысле.
Всё-таки приведу описание из МКБ-10, а то сложно объяснять, что именно я пресловутым принцам инкриминирую.
При ДРИ, как вы знаете, личность человека разделяется и в какие-то моменты психика переключается с одной личности на другую. У субличностей всё разное: пол, возраст, национальность, темперамент, умственные способности, мировоззрение, модели поведения. И активная в данный момент личность не может вспомнить, что происходило, пока действовало ее альтер-эго. Несмотря на вольности «корешей», базовая личность, носящая подлинные имя и фамилию человека, никуда не девается и не растворяется в более сильных натурах. Она постоянно где-то здесь, но зачастую в пассивном, неактивированном состоянии.
Причинами такого расстройства служат тяжелые эмоциональные травмы в раннем детстве, повторяющееся физическое, сексуальное или эмоциональное насилие. Включается психологическая защита, благодаря которой человек воспринимает происходящее с ним так, будто это проделывают с кем-то посторонним. Избыточные, непереносимые эмоции теряют силу, их уже можно вытерпеть, но если постоянно пользоваться помощью расщепления сознания, то расщепить его можно всерьез и на много-много частей. Количество альтер-эго может расти с годами: и если в начале лечения психотерапевт диагностирует обычно 2-4 личности, то по ходу лечения выявляется еще 10-12. Иногда количество личностей превышает сотню: индивид вырабатывает в себе всё новых и новых «ассистентов», благодаря коим справляется с жизненными проблемами. Больше проблем — больше альтер-эго.
Представляете, как это выглядит в литературном выражении, да?
Путь в принцы начинает один из двух вариантов персонажей:
— лихой дворянчик, всегда готовый нарваться на неприятности, которые, едва потенциальная жертва из них выберется, меняют название на «приключения»,
— существо если не изначально блеклое, то задавленное жизнью, робкое и неприспособленное.
И обоим требуются альтер-эго в количестве over 9000, которые бы решали все проблемы, возникшие на пути.
А коли перед нами квест, то проблем будет томов на десять с довеском и бонусом. Причем в каждом томе, если не в каждой главе, наш прекрасный принц становится все прекраснее и прекраснее. У него открываются ранее замазанные не то известкой, не то зеленкой чакры, он проходит экспресс-семинар по магии и расцветает в мастера единоборств «Полный Непобедимсла», учится седлать коня одной рукой, другой вытаскивая из-за спины сразу два двуручных меча и арбалет. Да что вы, скажут некоторые, это просто герой растет физически и интеллектуально, взрослеет и матереет развивается. Хотя на деле при перепрыгивании из эго в эго у индивида, как МКБ и завещано, меняется голос, походка, манера разговора, физические возможности и реакции на раздражители.
В своем нормальном, среднестатистическом состоянии это типичный хороший парень, то есть вечный второстепенный герой, о котором и сказать-то нечего, пока он не погибнет героически, спасая главного героя. Он мямлит с девушками и не блещет остроумием в беседах с мужчинами, робеет перед суровыми пожилыми ведьмами и завороженно слушает каких-то старых пердунов. Почему и как взят на главную роль — неизвестно. Очевидно, главгероев повыбило, теперь он у нас главный.
Но по мере апгрейда наша няша насобачится менять личности, как маски:
— под личиной книжного червя — проявлять заносчивое всезнайство, внезапно находя в своей голове информацию, о которой не подозревали даже британские ученые, стиль изложения которой подозрительно напоминает википедию,
— под личиной ловеласа — сводить с ума эльфиек несмешными шутками, знакомыми любому пользователю интернета, а эльфов — ревностью к более удачливому сопернику, имеющему доступ в интернет, не то что жалкие эльфен партизанен,
— под личиной бойца и дуэлянта — танцевать с колюще-режущим оружием, которое, вообще-то, не для танцев предназначено, да так, чтобы полы плаща/мантии мага/пальто с разрезом красиво летали и опадали вокруг стройных мужских ножек,
— под личиной барда/менестреля/трубадура — создавать бессмертные произведения, разносимые вороньем восторженными почитателями по воздуху трактирам из края в край, невзирая на количество выпитого и качество слушателей.
Столь виртуозное владение любым из перечисленных навыков для адекватной личности — плод долгих трудов, сотен тысяч повторений, неустанного тренинга, мучительной зубрежки и прочих раздражающе-скучных вещей. Поэтому обладателя нескольких талантов найти не слишком сложно, зато фигу вы отыщете обладателя нескольких профессий. Разве что у него тех профессий одна-вторая-третья в прошлом, а сейчас я в творческом поиске, извините, я больше не фехтую в юбке… или то мантия была? А для обладателя могучей кучки альтер-эго — ноу проблем, где тут у нас бретер-любитель юбок? Сейчас он всплывет в потоке подсознания и нарежет вас на подвязки для чулок, хоть и не вспомнит, что вы обижали его соседа по мозгу, аццкого библиотекаря со встроенным вай-фаем.
И всё бы хорошо, кабы не одно но: никому не хочется быть нянькой при сумасшедшем (действительно сумасшедшем, а не кокетничающим своим якобы безумием) гении. Разбираться с дюжиной личностей, помещенных в одно тело и не помнящих, что их сожитель по черепушке вытворял только что, отчего это тело проснулись в обезьяннике на нарах. Быть готовым в любой момент обнаружить, что у субличности имеется на стороне жена и пара детишек — или, еще того пуще, муж и карточные долги. Никогда ни в чем не быть уверенной, не верить ни окружению, ни себе, ни своему прекрасному принцу. Не впадать в панику при виде того, как новые проблемы рождают новые альтер-эго, несущие новые проблемы… Мне кажется, чрезмерная плата за то, чтобы твой кавалер не только дрался с каждым, чья форма носа ему не понравилась, но и стихи сочинял по поводу и без, и занудно цитировал Фихте в ситуации, в которой можно было бы обойтись жестом с созвучным названием. Подобное если делают, то из любви, а не из тщеславия: эвона у меня какой мужик! Принц-многостаночник!
Никакая Золушка не станет менять отвратительную, но адекватную мачеху с не менее гнусными, но опять же адекватными дочками на орду придурков с перманентной амнезией. Слишком велик риск однажды проснуться на королевском ложе со свежеиспеченным вампиром или Джеком Потрошителем. И первой испробовать на себе остроту его клыков или скальпеля.
В общем, дорогие принцы, скажите авторам, вас создавшим, чтобы они развивали свое чувство меры. И постарались сделать вас более целостными натурами, в которых не просматривается ДРИ, пусть это и сделает вас не столь… непобедимыми.