Периодически натыкаюсь на совет бороться не против, а за. Не против графоманов, например, а за талантливых авторов. Не против прогнившей системы, а за новую, работающую как надо. В общем и целом советы быть позитивней делятся на две категории.
Первая предлагает не ругать плохое, а хвалить хорошее. Плохое игнорировать и полагать, что до него и его создателей дойдет намек: пора бы им самоуничтожиться. Хорошему же оказывать всемерную поддержку, рекомендовать его и всячески пиарить.
Притом, что плохое пользуется поддержкой на профессиональном уровне, оно объединяется в тенденцию, тенденция прогрызает в ноосфере для себя нехилую нишу — и глядь, на плохое уже реагируют как на почти хорошее. Ему ищут применение, предлагают использовать для того, чтобы расслабиться, отключить мозг (до искусственной комы, что ли?), выплыть из серости будней (в грязевом потоке порезвиться?), дать пищу воображению (оно и так не голодает, стоит лишь представить, что будет с родной культурой — и оно аж давится, бедное). На плохое работает армия проплаченных пиарщиков. Хреновых, но очень настойчивых.
И если делать вид, будто плохого не существует, оно и перестанет существовать — для тебя и твоих единомышленников. Ну а для девственных умов оно станет нормой, а ты — эскапистом. Забавно казаться эскапистом, столпником-затворником в башне из слоновой кости в окружении тех, кто сам только и делает, что ищет возможности ширнуться средством, отключающим мозг.
Хорошее при таком раскладе превращается в субкультуру для избранных. К субкультуре всем примыкать незачем, это нечто навороченное для особо замороченных. А обычному, или, как еще говорят, среднему человеку и шняга сойдет. Поэтому он оставит нам наши шедевры и пойдет почитает изданное Альфочкой-Эксмошечкой, фанфиками закинется, в игры поиграет, сериалы позырит — и с отключенным мозгом спать пойдет. Потому что среднего уровня нет. Он исчез.
А ведь был, был, мы его помним, как живого. Хороший, крепкий средний уровень той самой развлекательной литературы, которая тоже наводила на размышления, дарила отдохновение и разбиралась на цитаты. Где оно всё? Как началось расслоение литературы, подобное расслоению населения после развала СССР, так миддл-литература и исчезла. Как в 90-е: есть богачи, есть нищие, миддл-класс отсутствует. Хотя именно он — опора общества, не миллиардеры и не маргиналы. То же и с культурой: средний уровень есть почва для ращения шедевров, уничтожь его — и впереди у тебя запустынивание. В Африке тоже когда-то леса росли.
Бороться за средний уровень значит бороться против расслоения литературы на субкультуру шедевров и общекультурный массив шняги. Иначе развлекательной литературой будет по умолчанию считаться тупое чтиво для пипла, а пиплом по умолчанию будут считаться все, кто не столпники, по башням из слоновой кости ховающиеся. И не докажешь, что на месте этой пустыни когда-то произрастали дождевые леса.
Вторая категория требует от критика мягкости, напевности, реверансов. Дескать, обиженный жесткостью критики писатель не поймет ничего, но порыв отомстить ощутит. Критикуйте так, чтобы писателю хотелось писать лучше! А ему есть чем?
Большая часть пишущих и печатающихся пишут кошельком. Что они туда складируют — лайки или гонорары — это лишь вопрос условий. Пока оно сетератор, ему и похвал достаточно, а как напечатают его, возьмут в проект, закажут по три-четыре единицы такого же писева в год — будет зашибать деньгу. Он изменится и станет писать хорошо, если его мягко увещевать? Не смешите мои тапочки, они уже пробовали не отвешивать пенделя, а застенчиво ковырять паркет: ах, подтяни уже свою грамотность, ах, не читай никитинских мануалов, как лабать шнягу, ах, формируй свой собственный стиль… Если писать, кроме кошелька, нечем, а чувствовать, кроме алчности, нечего, то аффтар будет биться, словно Пересвет с Челубеем, за свое право на гонорары.
Еще говорят, что прогнившую систему надо предоставить самой себе, отвратить от нее лице свое и выстроить свою систему, хорошую. Где? В башне на смотровой площадке? На клумбе перед входом? Общеизвестно, что выстроить новую систему можно лишь на развалинах старой. Или эта старая, обрушившись, утащит за собой в отвалы все хорошее, что в ней было, собой задавит. Поэтому разрушение старой системы и спасение из нее перлов, обреченных на уничтожение, есть часть работы над ошибками.
Разрушать методом зализывания насмерть тоже можно. Довести человека до того, чтобы он возомнил себя богом, а свои опусы — божественными творениями. Он сам себя низведет до уровня халтурщика, швыряющего в толпу баночки с наклейками «Дерьмо гения». И даже без стеба. Но разве такого результата мы добиваемся? А ничего другого ждать не приходится, пресмыкаясь перед слабым на лайки человеком. Если огонь и воду он бы прошел, то медные трубы его точно доканают.
Предположим, скажет кто-то, вам советуют не пресмыкаться. Просто будьте добрее. Не высмеивайте столь жестоко. Хвалите хорошее и в графомане… если отыщется. Да в том-то и дело, что хорошего в жестоко высмеянном нет. Тот же Далин тралит молодые таланты, отыскивает достойных внимания, говорит об их сильных сторонах. Меня на глубокое траление не хватает, меня только на анализ выхваченного из топа хватает. И я показываю публике: вот, родная, что ты подняла на нынешние Олимпы. Вот что по кумирням расставлено и тонет в облаках фимиама.
Однако, несмотря на разницу обращения с МТА, мы с Далиным сходимся, критикуя тенденции. То есть не отдельных представителей, а механизмы системы, литературные тенденции, направления ее развития. Вам болестно смотреть, как мы гнобим литературу современности? Попробуйте аргументированно возразить, доказать, что механизмы на деле работают отлично. Нет, почему-то нам все больше доказывают, что это мы умираем от зависти к тем, кого и в цитатах прочесть — тяжкий труд.
Кто говорит, что нами руководит бог злобствующих и завидущих, божество разрушения системы, которая хреново, но функционирует? Те, кто функционирует хреново. Их воткнули в систему винтиками, они и торчат там, куда воткнули. То ли держат чего, то ли впустую ржавеют, им не до «общих вопросов». И винтики-болтики не согласятся ни с какой критикой их деятельности. Ни с мягкой, ни с жесткой. Они. Работают.
По ссылке на последнее изданное в «Эксмо» ходили? Не поленитесь. forestwitch_88 собрала исчерпывающую картину того, как работает это ведро с болтами. Скольких оно уже под себя отформатировало — и скольких еще отформатирует! Задача гнилой системы состоит в том, чтобы нивелировать уровень по нижней планке. А потом печально вздыхать в кулуарах: «Народу не нужна хорошая фантастика, народу нужна плохая фантастика». И воспитывать пресловутый народ, воспитывать, добиваясь, чтобы он позабыл, какая она, хорошая фантастика, бывает. Называть графоманское писево средним уровнем, пока аудитория не проникнется: не могут же ошибаться миллионы мух десятки издателей, сотни пиарщиков, батальоны критиков… А они и не ошибаются. Они работают.
Угодничать перед такими работничками или игнорировать их — одинаково тошно. И дело не в гнусном характере и тяге к разрушению, которые якобы ведут меня на баррикады. Какие это баррикады — свой блог, раздел на Самиздате, сайт? Это площадка, где несколько независимых людей высказывают свое независимое мнение. Не совпадающее с проплаченным пиаром и хоровым пением фанатов, не помнящих уже, что бывает и другая литература — развлекательная или высокая, средняя или шедевральная. Но качественная. Настоящая.