Меня всегда удивляло, что во многих романах нежные чувства друг к другу дозволено питать лишь главным героям. И, может быть, паре характерных персонажей, чьи уморительные ссоры несколько оживляют романтическую возвышенность центральной любовной линии. В книгах Кристофера Мура любовь не делится на центральную и второстепенную. Здесь любят без оглядки на место в сюжете, на вероятность хеппи-энда, на необходимость оживляжа, даже на самое святое — на сексапил, коим все любовники в романе массового жанра обязаны сражать публику наповал. Ну так это в картонном, а не в настоящем мире. В реальности и у людей не слишком сексапильных могут возникать очень яркие чувства. Вместе со своеобразным поведением «от чувств».
«Первые минуты утренней зари застали их голышом на кухонном полу – после того, как Трэвис отыграл разбушевавшегося Годзиллу над ничего не подозревающим Токио. Они сгорбились над тостером, со столовыми ножами в руках – на лезвиях желтели пластинки сливочного масла. Так стоят палачи, ожидая сигнала обрушить топоры на головы жертв.
…
Наверное, общей у них была не любовь – скорее, острое желание сбежать от реальности и забыть обо всем на свете. Но они обрели это общее».
Что меня порой изумляет, а порой бесит, так это неумение персонажей фантастических романов нормально, по-человечески жить, чувствовать, есть, спать… Всё в прыжке, всё в квесте, всё в вихре стали, едрит Мадрид. Это утомляет даже в описании, а уж в жизни и подавно. Какая-то стругацковщина, не то пребывание в описанном будущем («голубой пилот и розовая девица затянули речь»), не то пресловутый «Полдень XXII века», который также полон голубых пилотов и розовых девиц, только чуть-чуть спрыснутых живой водой, дабы в труху не рассыпались.
Большинство фантастов тоже обходятся картонными боди-стендами, сбрызнутыми живой водой, но не до полного оживления. Мур действует иначе. Он в свое время даже ездил в Сан-Франциско, чтобы проникнуться атмосферой (или, вернее, сумасшедшинкой) этого места для написания книги, где действие происходит во Фриско. И замечу, Мур всегда обходится без того, что так раздражает в фантастах, а именно без оммажа стереотипам. Вы ждете того и сего, потому что раньше в романах такого жанра то и сё всегда присутствовало? Остыньте, в этот раз вы читаете что-то нестандартное.
Даже если вы не любитель фантастического жанра, изрядно скомпрометированного в наши дни, эти книги наверняка покажутся вам как минимум небезынтересными. А поскольку фантастический жанр является тем самым, который либо принимаешь, либо не принимаешь, возможность читать его даже нелюбителям фантастики говорит о многом.