А вот ребенок все просек и исполнил отнюдь не невинную мечту о плавучем хорьке. Виноват он? Разумеется, виноват. Ребенку следует четко и доходчиво разъяснить ошибочность такого поведения. И главное — постараться переключить детское восприятие с эмпатического, интуитивного на осознанное, личностное. Во всяком случае, работать в этом направлении, а не в направлении слепого подавления и запугивания детского видения, чересчур проницательного для взрослых тайн.
Поэтому родителям остается набраться терпения и постараться выполнить следующие рекомендации:
— если вы увидели, что ваш ребенок находится в состоянии психологического кризиса, не считайте его состояние дефектным, потому что кризис — естественное явление для любого процесса развития, в том числе и развития вашего ребенка;
— наличие кризиса у вашего ребенка вовсе не предполагает, что вы – плохой родитель или неправильно воспитываете своего ребенка;
— не бойтесь перемен в поведении вашего ребенка, даже если это перемены в худшую сторону, поскольку методом проб и ошибок ребенок пытается создать свою собственную личность;
— во время кризиса не требуйте от ребенка жесткого соответствия требованиям вашего комфорта и правилам приличия, по возможности не ругайте его за нарушения; конечно, его поведение во время кризиса может быть просто ужасным, но ведь его индивидуальность может развиваться только таким образом;
— прежде чем применить к ребенку репрессивные меры, подумайте, какого результата вы добиваетесь; помните: усиленное давление на ребенка не столько дисциплинирует, сколько ожесточает его и, как ответное действие, либо провоцирует на сопротивление, либо развивает неуверенность в себе;
— во время конфликтов с ребенком старайтесь не подавлять его, а обучать, расскажите ему о том, как надо себя вести; старайтесь не наказывать, а информировать о правилах человеческого общения;
— следите не только за поведением ребенка, но и за своим, потому что ребенок, создавая собственный метод общения, во многом ориентируется на родителей;
— если кризис трех лет у вашего ребенка проходит незаметно, то это вовсе не означает, что у него вялая безвольная личность, считайте, что вам просто повезло, и не провоцируйте его на конфликты ради «закалки характера»;
— во время спора со своим ребенком не концентрируйтесь на предмете спора (прогулке, конфете и пр.), в противном случае вы будете долго и бездарно пререкаться с ним, пока вконец не озвереете – для ребенка предмет спора, в сущности, не важен;
— в споре с взрослым трехлетние отрабатывают технику психологической борьбы, поэтому в спорах с ребенком потратьте свои силы и время на то, чтобы научить ребенка договариваться с собеседником
— во время споров с ребенком не старайтесь отделаться от ребенка, бездумно выполняя каждое его требование, потому что так легче; из этих ситуаций ребенок извлечет свой урок, он начнет постоянно добиваться желаемого при помощи скандалов и нытья;
— не оставляйте просьбы вашего ребенка без внимания, в противном случае он решит, что он плохой, раз до него нет дела родителям;
— не ставьте знака равенства между вниманием к ребенку и удовлетворением каждой его просьбы: вариант «получи то, что хочешь, только не мешай мне» говорит как раз об отсутствии внимания к ребенку;
— от срывов никто не застрахован, не считайте себя преступником, если сорвались на собственного ребенка, но старайтесь, чтобы ваша агрессивная разрядка на ребенке не становилась нормой жизни;
— не оценивайте высказывания ребенка так же, как высказывания взрослого, и не спрашивайте с него так же, как с взрослого;
— чтобы лучше понять ребенка при общении, постарайтесь ставить себя на его место и трактовать происходящее с его позиций, тогда его поведение не будет выглядеть таким пугающим.