Темперамент и личность

Если чаще встречаются варианты б, то у ребенка сильный, уравновешенный, инертный темперамент флегматика. У него низкий уровень активности поведения, он с трудом переключается, его действия медлительны и спокойны, чувства и настроения ровны, глубоки и спокойны. Этот темперамент чаще всего способствуют появлению умника или обязательного ребенка.

Если чаще встречаются варианты в, то у ребенка характер сильный, неуравновешенный, инертный — холерик. Это тоже активный, энергичный, порывистый в движениях тип, но, в отличие от сангвиника, он более импульсивный, его переживания глубже и ярче. Эти черты могут складываться и в чувствительную натуру, и в авантюрную. Но могут, как ни странно, создать умника — если, например, ребенок научится загонять свои переживания внутрь и не показывать на людях, что ему больно или страшно, и станет искать утешения в уединенных занятиях и играх.

Если чаще встречаются варианты г, то преобладает темперамент меланхолика. Сдержанность и приглушенность речи, глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении, преобладание отрицательных эмоций отчетливо указывают на чувствительного ребенка. Впрочем, среди умников тоже много меланхоликов.

Темперамент — это несколько разных систем реагирования, и все они обусловлены физическими особенностями организма. Поэтому воспитание — то есть влияние окружения — может лишь усилить или ослабить проявления этих качеств. За попытки безжалостно подавить истинные чувства и потребности ребенка он расплатится болезнью, а вы — проблемами в семье. Есть среди индивидуальных качеств своего рода «зона риска», с которой следует обращаться особенно осторожно. Дети, наделенные такими чертами, слишком остро реагируют на трудности и непонятки окружающего мира. Присмотритесь, насколько вашему ребенку свойственны указанные ниже черты.

Эмоциональность. Проявляется в виде повышенной восприимчивости к радостям и печалям, настроению окружающих лиц, склонности к переживаниям. Это создает чувствительность ко всякого рода проблемам отношений, будь то ранняя разлука с матерью, недостаток внимания, любви и заботы, излишне принципиальное отношение взрослых или неприятие сверстников.

Непосредственность. Эти дети наивны и бесхитростны, им чужды ложь и лицемерие, игра и фальшь, двойственность чувств и желаний. Если они плачут, то это слезы искреннего огорчения: если радуются, то это неподдельная радость; если сердятся, то это гнев, а не наигранное возмущение. Будучи достаточно внушаемыми по возрасту, они не конформны, то есть не склонны говорить и поступать противоположно своим мыслям и желаниям.

Впечатлительность. Она, как проявление эмоциональной памяти, помогает сознанию фиксировать множество событий, в том числе неприятных, поэтому ребенок очень долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается мыслями к пережитому и не способен легко, как большинство сверстников, отвлечься и переключиться на новые цели.

Импрессивность. Так называется склонность к внутренней переработке и накоплению отрицательных чувств или переживаний. Родители говорят о таких детях: «все переживания держит в себе», «не склонен делиться своими огорчениями», «если расплачется или обидится, то не сразу, а потом». Рассказывают, как «дочь сразу не показала вида, что радуется нашему приезду, хотя очень соскучилась, но спустя некоторое время повисла на нас со слезами радости»; как «трехлетний сын в детском саду неподвижно сидел на стуле, опасаясь сделать что-либо не так, как того требовала воспитательница, а дома выглядел подавленным, страшно усталым, затем становился возбужденным, чрезмерно подвижным и капризным, долго не мог заснуть вечером». Импрессивность подразумевает отсутствие быстрой эмоциональной реакции в ответ на события, волнующие ребенка. Он как бы накапливает реакцию изнутри, исподволь, и выражает не сразу, а позже и то не во всех случаях. Причем выражение отрицательных эмоций часто сопровождается чувством вины, иногда раздражения, но не злости. Импрессивность может указывать и на то, что потенциал психического развития раскрывается медленнее, чем обычно, а значит, нужно подождать, дать известное время, чтобы психика созрела, чтобы ребенок стал таким, как все.

Выраженность чувства «я». Заключается прежде всего в раннем осознании различий между собой и окружающими, подчеркнутом чувстве собственного достоинства, выраженной потребности самоутверждения. Эти дети всегда имеют свою точку зрения, стремятся к самостоятельности, активны в достижении поставленной цели, предпочитают играть ведущие роли, хотя в реальности им это редко удается. Они не переносят повышенного, приказного и тем более раздраженного тона, оскорблений и физических наказаний. В ответ на это обижаются, уходят в себя или плачут. Свойственна им и повышенная чувствительность к похвале, оценкам и мнению других людей. Им не просто попросить прощения, отказаться от своих убеждений, подстроиться и быть не собой, играть не свойственные им роли. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте заметны обязательность, исполнительность, развитое чувство долга, вины и стыда. Подчеркнут у этих детей и инстинкт самосохранения — на это указывает чувство осторожности, предусмотрительности в новых ситуациях, а в раннем возрасте — выраженный страх незнакомых людей. По той же причине они испытывают большее число инстинктивных страхов, в том числе страх смерти. Зато эти дети не игнорируют опасности, не бросаются куда-нибудь сломя голову, вовремя останавливаются там, где можно упасть, цепляются за мать при купании или поднятии на руках. От них не надо далеко прятать острые предметы, они никогда не играют со спичками, и с ними редко происходят несчастные случаи по их собственной вине.

Беззащитность. Как антипод агрессивности она отражается в общении со сверстниками: ребенок не может защитить себя, дать сдачи, ответить на оскорбления. Он теряется, не находит подходящих слов, молчит или плачет, горько переживая унижение и обиду, свою неспособность влиять на исход событий. Всем этим умело пользуются сверстники с психопатическими чертами характера, безошибочно выделяющие детей, неспособных защитить себя, чтобы покуражиться над ними, угрожать и запугивать, использовать для выражения своих агрессивных чувств. Беззащитность, как и выраженность чувства «я», как и импрессивность, — многоплановое психологическое образование. Это и проявление добродушия — отсутствия злости, агрессивности, разрушительных реакций и установок. Это и повышенная эмоциональная чувствительность, нежность и ранимость. Имеют значение также повышенная чувствительность к боли и общая физическая ослабленность.

Гуманистическая направленность формирования личности. Представляет собой целый комплекс характеристик — таких, как честность, дружелюбие, сострадание, жалостливость, чувство долга и вины, стремление соответствовать принятым стандартам и нормам. Эти дети переживают за все и всех, воспринимают чужую боль как свою и нередко принимают удар на себя — в прямом и переносном смысле слова. Родители говорят о них: «даже муху убитую принесет», «если у него появился друг, то это на всю жизнь», «не может себя защитить, но способен защитить другого, хотя за это ему часто попадает». Обращает внимание и отсутствие негативных чувств к родителям — даже при наличии конфликта, криков, оскорблений и физических наказаний. Хотя это и не исключает сильных, болезненных переживаний.

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • RSS
  • Блог Li.ру