В начало... » Уголок гуманиста » Обреченные фигляры на тропе войны, или Фикбучные страдания


Френд однажды пошутил, описывая премирование фантастов, вне своей песочницы никому не нужных и не интересных, увы (действительно увы, мне жаль деградирующих жанров, особенно тех, что нравились мне в детстве): «Обречённые фигляры на тропе войны. Очередную премию выдавали, аж сто гостей присутствовало». Я подумала: компилированным названием премиального опуса можно охарактеризовать состояние нынешней фантастики. Да и всей современной литературы, если уж на то пошло. А вскоре после этой шутки принесли мне ссылку на фикбучные страдания.

Взволнованная представительница фикридеров, а может, и фикрайтеров, пишет по поводу смены интерфейса на фикбуке: «Жанры и предупреждения слили в одну кастрюлю с метками. На шапки работ мне просто больно смотреть: там осталась треть от былого великолепия, и в основном это мерзкие метки, без которых можно вполне легко прожить». Признаться, я и не помню, как там было раньше, в шапках-то. Да, были на фикбуке какие-то смешные заменители жанров, например, всякие «АУ» и «ООС», свидетельствующие, что аффтар взял другой сеттинг и переменил героям характер, да так, что их мама Ро не узнает. Ну и, само собой, «попаданцы», «омегаверс», «каннибализм»… Ой, нет, «каннибализм» — это уже предупреждения. Хотя об омегаверсе в тексте тоже лучше предупреждать, поскольку участие в размножении исключительно особей мужского пола — это что, похоже на отдельный литературный жанр?

«Я посетовала, что они прогуливали в школе уроки литературы, где объясняли, что в литературе есть жанры. А это любительская, хоть и не всегда и не у всех уровня мировых классиков, но всё же литература». — Да что вы говорите? — «И ставить в один ряд драму и стихи со 100500+ видами сексуальных практик — как по мне, так самая идиотская идея, что могла прийти им в головы», — пишет расстроенная любительница сетературы. Я, конечно, смеюсь, но! Но.

Само по себе слияние ЖАНРОВ с ТЕГАМИ наподобие жежешных — это забавно. В результате такого «улучшения» представление, что стихи или драма есть жанр, а каннибализм всего лишь дефект психики, похоже, исчезнет из головы фикридера, фикрайтера… А может, и читателя как такового.

Для вящей показательности приведу какой попало фик с некоторым количеством меток, якобы относящимся к жанрам. Забавно, не правда ли? Забота, драконы, реинкарнация, день рождения и «попаданчество в чужом теле» — это всё как бы жанры как бы литературы.

В свое время здесь, на фикбуке, можно было простым поиском определить, чего и сколько пишут в определенном жанре (попаданцы, омегаверсовцы, ООСцы и прочие нцы головного мозга). Или открыть подборку популярного и выбрать жанр, в популярности коего собираешься убедиться. Теперь популярное на всех одно, отделить можно только… правильно, слэш от гета, джен от фемслэша… Словом, фикбук производит такое ощущение, о котором пишет френд: «Чему гражданка удивляется, мне непонятно, ведь, скажем, общественные интересы Фикбука ни для кого тайной никогда не были — нца превыше всего и вокруг неё все вертится, у неё аудитория, у неё рейтинги и т.д. Ну вот админы и редуцировали всё лишнее, делов-то».

А не админы и не на фикбуке? — спрошу я вас. Ведь издатели так же старательно редуцируют все лишнее, в том числе и в мейнстриме. Скоро оставят лишь эпик баттл и факин эротик. Да практически уже. Из той же редакции Елены Шубиной, специализирующейся на издании лауреатов литпремий, «как из пизды», по выражению злоехидных представителей тусовки, «со страшной скоростью лезут на свет графоманы». С теми самыми фиксациями на НЦе с извращениями. Не верите? А поглядите на премированную литературку.

То нацбесенята рекомендуют почитать про писс-шоу с участием брательников-пидорасов-хохлов, то персонификация Снегирева ссыт на печников, то старушки с эротоманией описывают жизнь блаженной Ксении Петербургской, впиндюрив в апокриф половой акт святой женщины с четырьмя евангелистами. Шо вы говорите? Это богохульство и правило 34 впиндюрено сюда в метафорическом смысле? Дооо, канешна. Привычная отмазка: у меня не просто факинг, у меня факинг с философией, метафорой и гипотезой. Вы еще про сексуальную магию расскажите, цветы золотые. Для христианского апокрифа самое оно — добавить в него немножечко сексуальной магии. И нет, это не попытка уподобить апокриф дешевому любовному романчику со щепоткой порева, как вы могли такое подумать?

Кстати аффтар опуса «Ксения» (имя аффтара Далия Мееровна — и нет, я не антисемит, просто не понимаю, какое отношение весьма чуждое христианской конфессии сознание этой Далии имеет к житиям святых?), сетует, что у нее после столь многих литературных трудов нет мировой славы и бешеных денег. А у фикбукеров почему ничего такого нет? Да потому же — сознание не поднимается выше койки и лавбургера, принятого на той же койке. Подобное писево можно поглощать тоннами, но даже подсевшая на него аудитория не запоминает, Далию ли оно Мееровну читает, Дарью ли Аркадиевну… И легко переключается на «еще одну такую же», как требовал у библиотекарши главный герой мультфильма «Вовка в тридевятом царстве».

То-то в книжных нехватки в лавбургерах нет, какие метки ни выбирай. Расчет у книгоиздата давно идет не на читающих, а на ширяющихся литературой.

Мне плевать на надобности фикеров. Но то, что им жанры и темы зарезали, а поставили метки, в которых не поймешь, попаданцы в фике или злоебучие кони в пальто — это показательно. Зато теперь проще ориентироваться в главном — кто с кем да как… Заодно и не фикрайтерская, а официальная, издаваемая на бумаге литература идет к «удобству интерфейса»: метки и пояснения на книги уже лепят вовсю, глядишь, рядом с жанром начнут ставить предупреждения и метки. По тексту-то никому шустрить не хочется, читатель не осиливает даже фрагменты, выложенные в открытом доступе…

А фикбук каков был, таков и останется, хоть с жанрами, хоть без. Сколько раз открываю, столько восхищаюсь бесконечности того, о чем говорил Эйнштейн — и это отнюдь не вселенная…

«Мне очень понравилась эта тема и я решила её релиозовать. Сразу скажу, я не позицианирую себя как супер писателя, я просто делаю то, что мне нравится». — Ну спасибо большое. За не позицианирование (от слова «циан», не иначе), за реолизование, за признание, что между тобой, детка, и суперписательским званием стоит как минимум вечность. А то и две-три. И постарайся не полюбить, например, политику или экономику. Страшно представить, что будет, если ты вздумаешь и там делать что тебе нравится.

«На первой неделе я усиленно ознакомлялся с предметами первого курса, чтобы впредь различать, какие сведения мне следует знать и какие не следует». — Лучше бы ты ознакомлялся с правилами правописания за первый класс. И стоило бы начать с прописей — кружочки там, крючочки-палочки… Вот эти сведения тебе и следует знать, студент ты магокакадемический.

«— Он все знал… — пораженно шепчу я, прежде чем облегчиться слезами. — Он знал». — Уролога сюда! Пациент облегчается не тем. Или не там. И проктолога заодно, пусть тоже проверит, гм, выделения.

«Маль­чиш­ка. Вы­рос. Снял свои иди­от­ские оч­ки, прег­ражда­ющие во­об­ра­жать. От­растил во­лосы. Выг­ля­дел жи­вым и нев­ре­димым, но, Мер­лин, все ещё мол­чал. За­чем-то ого­роши­ва­ет сво­им от­ры­вис­тым по­целу­ем и, бо­же, этот по­целуй вол­шебный. Об­жи­га­ет ко­жу с каж­дым при­кос­но­вени­ем.
Ру­ками плу­та­ет по тор­су, быс­тро из­бавляя от одеж­ды.
Ок­ро­вав­ленный и без­мол­вный. В сво­их ди­биль­ных оч­ках. То­щий, с раз­би­той гу­бой».
— Аффтар, я понимаю, вы стараетесь избегать проблем с пунктуацией, используя короткие предложения. Но чтобы избегнуть всех проблем, перестаньте использовать слова. Переходите на голосовые сообщения, в них ваш текст даже могут принять за верлибр. И даже наградить. Миллионом. На. Премии. «Дебют». «Дибила». «В». «Очках».

«Добравшись до стула, на котором половина моих вещей и весело, стала одевать на себя: Майку черного цвета, балахон тоже чёрный, Синие джинсы с дырками и мои любимые красные кеды». — Весело святящиеся вещи, часть которых к тому же называлась с прописной (от почтения к святыням?), как бы намекают на свое божественное происхождение. В реликварий их, срочно.

Рассуждая, я даже и не заметила что вошла в небольшой туннель, а одна из стен стала святиться. — И стену туда же.

«…он нев­зрач­но на­мек­нул на свой рас­ту­щий жи­вот…» — А надо было намекать живописно? И вообще, что аффтар пытался сказать: «невзначай»? Нет, такое фикер не то что написать правильно, но и произнести не сможет, даже по бумажке. А что тогда: «ненароком»? «небрежно»? «незаметно»?

«Подойдя к краю, он откупорил бутылку огневиски и сделал глоток. Хотелось сделать шаг вперед и слиться с этим природным явлением». — Вот! Вот что нужно истеному аффтару! Слиться с природным явлением в виде глотка огневиски. А лучше со всей бутылкой. И ищи его, свищи его потом, аффтара-то…

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • RSS
  • Блог Li.ру

15 Август, 2019 в 8:00

Оставить комментарий:

Вы должны автоизоваться, чтобы оставить комментарий.