Воскрылия мостов

Люблю я московские мосты. Многие помню в таком виде, в каком молодежь их и не видела никогда. Вот, например, виднеющийся вдали на фотографии Андреевский мост — сколько изменений он пережил на моей памяти! И он не один такой.

Их было два моста-близнеца: Лужнецкий мост раньше именовался мостом императора Николая II; второй, впоследствии ставший Андреевским, вначале назвали Сергиевским в память о великом князе Сергее Александровиче. Оба человека, давшие имя мостам, погибли в пасти революционного Молоха, а на Москве-реке появилось два почти одинаковых моста, построенных в 1905-1907 году архитектором А.Н. Померанцевым по проекту инженера Л.Д. Проскурякова.

В 1917 году после Февральской революции Сергиевский мост снова был переименован — в Андреевский, по имени Андреевского монастыря (впоследствии закрытого), расположенного здесь же, на правом берегу Москвы-реки. Потом императорский мост стал Старым Краснолужским — в честь урочища Красный Луг, расположенного перед мостом; от него же название получила улица Красный Луг, которая в 1967 году сменила название на «Потылиха». В 2001 году, после реконструкции, мост стал называться Новым Краснолужским. Но через год был переименован в Лужнецкий, даром что Лужнецким же именуется и метромост в Лужниках. Словом, административный восторг в действии.

Когда имя последнего российского императора перестало быть запретным наименованием, старое название мосту не вернули, но в 90-е про императорский мост даже писали ностальгические статьи: «Опоры моста увенчаны четырьмя изящными башенками — отчасти подобными тем, что украшают форт индийской Агры. На левых башенках начертано: 1905 — год начала строительства. На правых: 1907 — год успешного окончания. Простые цифры без слов… Но в сопоставлении, в сочетании этих цифр просматривается глубинная мысль архитектора Померанцева: мост, построенный в годы жестокой смуты… памятник победы государственного разума над смутой! Недолгой победы, как мы знаем».

Оба моста-близнеца были очень красивы со своими сквозными узорчатыми воскрылиями пролетов и башенками-стилизациями. Они и сейчас возвышаются над Москвой-рекой, да только уже совсем в другом месте и в другом виде.

Старый мост раздвоился (если не сказать расчетверился) на моей памяти (для меня недавней, для остальных всё это события далекой истории).

Андреевский мост был перемещен на 2,5 км и установлен на новом месте с использованием конструкций старого Андреевского моста. Его главную арку (массой около 1500 тонн) перевозили на нынешнее место аж тремя баржами. Судоходство по реке было перекрыто на восемь с половиной суток, хотя буксировка 22 мая 1999 года заняла всего полтора часа. Жаль, у меня тогда ни фотоаппарата, ни камеры не было, я же видела, как это происходило. Да половина Москвы это видела, мне кажется.

Ну и натерпелись инженеры с переносом Андреевского моста! Ведь русло Москвы-реки на новом месте шире, чем в Лужниках, поэтому со стороны Фрунзенской набережной арка опирается не на шарнир береговой опоры, а на выносную русловую опору; между шарниром арки и берегом — два железобетонных балочных пролета по 25 метров. Опоры поставлены на ростверки — железобетонные рамы, стоящие на вкопанных в землю буронабивных столбах и сваях глубиной до 17 метров.

Основа Андреевского моста после реконструкции предстала в виде пешеходного моста от Парка культуры и Нескучного сада к Фрунзенской набережной. А Новым Краснолужским/Лужнецким мостом в 2000 году был заменен Старый Краснолужский мост, который тоже переместили на баржах на 2 км выше по течению реки и реконструировали в пешеходный мост имени гетмана Богдана Хмельницкого возле Киевского вокзала. Не знаю, зачем было называть его в честь гетмана — чтобы была ассоциация с Украиной? Названия вокзала и названия рядом находящейся гостиницы показалось мало? Хоть бы в честь Гоголя назвали, что ли.

Андреевский мост тоже зачем-то был переименован в Пушкинский (вот я и спрашиваю, почему его близнеца не назвали в честь Гоголя? хоть какая-то система присутствовала бы). Хотя на опоре со стороны Нескучного висит табличка с краткой историей Андреевского моста, а сам Пушкинский мост нередко называют Андреевским: и на картах Москвы, и в справочниках и энциклопедиях. А наименование «Пушкинский» как было формальным, так и осталось.

Оба моста перекрыли фальшсводами. Как тогда негодовали москвичи! Облик старинного моста и правда стал далеко не таким прекрасным, как раньше — фальшсводы здорово утяжелили пролеты мостов и сходство с узорчатым крылом исчезло.

А ведь по верху этих «крыльев» (по крайней мере на Андреевском мосту) кое-кто любил гулять и лазать, хотя гоняли нас все, от случайных прохожих до дядек-железнодорожников в жилетах. Сейчас до этих опор не добраться никому, кроме промышленных альпинистов-ремонтников и мойщиков стекол.

Есть, впрочем, на Андреевском мосту в фальшсводах такие окошечки… Сразу припоминаешь Хануму: «Я однажды в дымоход влезла, жениха с брачного ложа увела и на своей невесте женила! Когда помоложе была, с фигурой». В то окошко можно вылезти если не по пояс, то по грудь и сфотографировать стропила и балки, скаты и решетки. Я помню, как на мосту Богдана Хмельницкого народ еще несколько лет назад сидел на верху арки толпой, точно чаячья стая. И согнать желающих сделать селфи на верхотуре моста не было никакой возможности. Власти, по-моему, плюнули на самоубийц и даже поставили лесенку для совсем уж неугомонных. С перильцами! Хотя, возможно, это лесенка для мойщиков и защищена от селфиманов.

По фермам и стропилам под Андреевским мостом мы тоже лазали. Там нас было не достать никому. Вот они, эти балки, на которых мы висли, словно мартышки с суицидоманией, лет эдак до четырнадцати, пока мозги не включили инстинкт самосохранения. Или это инстинкт самосохранения включил мозги?

На месте старого Андреевского моста остались его быки, то есть старинные померанцевские опоры. Устои моста опирались на основание из деревянных свай. Перед перестройкой 1999 года они оставались в отличном состоянии. Умели же строить в прошлом веке! Пролет моста восстановлен таким, каким он был во времена моего детства — и опоры, и балки, и стропила, и железные решетчатые дорожки с перильцами вдоль ферм моста и даже калиточка фиг знает куда. И всё так же под этим проемом на опоре моста расположен небольшой балкончик, так что калиточка открыта для желающих полетать — но не в реку, а на балкон парой метров ниже, «низэнько-низэнько».

У второго, рядом построенного моста — автомобильного — изнанка красивая, мощная, но по такой, конечно, не полазишь. Очень капитально сделано, однако без всяких возможностей нарушения безобразий. Или, может, я уже слишком стара, чтобы те безобразия нарушать?

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • RSS
  • Блог Li.ру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *