Орки жаждут аболиционизма

Здесь и нигде

Есть у разлюбезных моих МТА нездоровая фиксация, плавящая их и без того не слишком стойкие мозги. Называется она «сеттинг». Термин мне не нравится, не литературный он, а игрово-компьютерный, однако не в слове дело, а в отношении. Оно-то как раз еще более игрово-компьютерное, от литературы далекое. Поскольку сеттинг — это обстановка, оправа, помещение. То есть нечто отдельное от действующего лица. Если в мире, созданном как единое целое, и люди, и звери, и прочие существа будут плоть от плоти той вселенной, в которой живут, то в сеттинге — как получится. Может срастись, а может и не срастись. Грубо говоря, стрелялка может происходить в засранной промзоне, а может — в красивейших природных ландшафтах. Стрелять можно из обреза, а можно из лука. Стрелять может лощеный суперагент, а может сын степей калмык. В игре сеттинг определяет обстановку, оружие и обмундирование калмыка или суперагента. Характером персонажа наделяет тот, кто станет за него играть. Отчего калмык начнет демонстрировать некалмыкскую изысканность манер и своеобразный английский юмор, идущий сыну степей, как смокинг и лаковые штиблеты. Но это никоим образом не вина создателей игры, они свое дело сделали.

Весьма забавно наблюдать, как подобное отношение к образам перетекает в литературу. Где аффтары упорно конструируют самоновейшие сеттинги (новизна которых, как правило, обусловлена количеством давно известных сеттингов, порубленных на куски и перемешанных в очередном опусе в сомнительного вкуса салатик). После чего пытаются впихнуть в предлагаемые обстоятельства одни и те же архетипы, переодетые по случаю в смокинг, майку-алкоголичку или персидские шальвары.

При этом сеттинг читателю впиндюривают ни к селу ни к городу, по принципу «Кто ниасилил, может ничитать». Помню, как меня саму штормило от унылых изложений истории и физЕки выдуманных МРЗД в произведениях МТА. Это была такая чушь, такая муть и такое откровенное раздувание объема, что я даже подумала: в современных книгах уже легитимировано наличие нечитабельных фрагментов? Почему не сделать из этого кошмара сноску, которую читатель, если у него нет желания узнавать подробности мироустройства, может не открывать? У меня вообще со сносками особые отношения. Я росла на книгах с разделами примечаний, не менее содержательных, нежели сам текст — и не понимаю, откуда пошла мода уничтожать примечания в тексте. Это чтобы книга не показалась пиплу, который хавает, чересчур умной?

В литературе (да и в живописи) есть художественный прием чередования планов: яркий-затемненный-снова яркий. За динамичной сценой идет спокойная, за кровавой битвой — печальное размышление, за нежным свиданием — жестокое расставание. Чередование дает возможность лучше увидеть и прочувствовать содержание фрагмента. Прием-обрамление. А нечитабельный кусок, сменяющий относительно читабельный — это что, прием-угроза? Типа «радуйтесь и этому, я могу писать еще хуже»?

Во всяком случае, только такое придет на ум, когда вдруг посреди текста про орков-эльфов — опачке! — на читателя падает кирпич про аболиционизм в США. Это вас товарищ Ростислав Марченко эрудицией впечатлить решил:

Как человека и орка, здравомыслящего, меня не привлекали лавры американских аболиционистов Северных Штатов, что мечтали освободить негров из рабства, но совершенно не хотели давать им равные с белыми права. Во всяком случае, в большинстве своем. Хотя не постеснялись залить страну кровью в основном именно белых граждан Северо-Американских Соединенных Штатов. Участие «черных» негритянских полков и индейцев-разведчиков статистики сильно не изменило. Поневоле приходила в голову мысль, что гражданская война в Америке имела не сусально-белые политические мотивы, а помойно-грязные экономические, подобно некоторым ненавистникам Соединенных Штатов, к которым я никогда не относился. Как говорится, не за свободу мистера Ниггера, а против мистера Хлопка. Проще говоря, бизнесмены промышленно-развитого Севера попытались через лобби в Конгрессе подмять под себя сырье Юга. Чему активно препятствовали помещики Южных Штатов, традиционно с сильными позициями в армии. Дело закончилось попыткой отделения южан, когда до ретроградов дошло, что консенсуса не достичь. В моей ситуации действовать подобно Льву Толстому или тем более Спартаку, было бы редкостным идиотизмом. Прежде всего, потому что меня бы не поняли сами рабы, для которых иметь хозяина было привычной картиной. Без него большинство чувствовало себя неуютно. Те, кого подобное положение не устраивало, — имели шанс подняться. Хотя бы до лойсинга. А кто действительно хотел — и выше. Как Ансгар, которому удачный удар ножом и трофейные топор и щит у ног дали не просто свободу, а право голоса на тинге. Я мог только обещать самому себе, что личности, которых рабство не устраивает, будут иметь реальный шанс обрести свободу. Тем более законодательство такое отношение к «двуногому скоту» вполне позволяло. Я бы сказал, несколько поощряло, на диво эффективно вымывая из толп рабов сильных духом людей.

Этот вариант, как я понимаю, считается сильно просветительским. Как бы имеющий отношение к как бы оригинальному сеттингу как бы исторический экскурс. На деле рабство в каждую эпоху (не говоря уж о каждом мире) имеет столько особенностей, что ни в две, ни в пять, ни в пятьсот страниц не уместить ноу-хау, как обходиться с рабами, чтобы те не бунтовали, вымывая, прости господи, сильным духом людей из рабских толп. Чудовищно безграмотная попытка приплести войну Севера и Юга к семейному рабству по образцу куда более ранней эпохи викингов — это, конечно, зачетное саморазоблачение. Но вопрос не в этом.

Зачем господам аффторам делать вид, что они свой мир придумали? Они ведь его даже не модифицировали, не перелицевали из хорошо изученного отрезка истории. Максимум, на что способны писеводелы вроде Марченко — клепки посчитать и соорудить рерайтинг пары страниц учебника. Какие уж тут миры… Это просто маловысокохудожественное отступление для увеличения объема книжонки. Ну не все ж главгерою мерисьюшничать, пусть продемонстрирует, что он еще и про аболиционизм читал. В доорочью эпоху. А теперь, переместившись в тело орка младого, переносит свои сомнительные, в чужом мире так просто никчемные знания на окружающую обстановку, кроваво-нестабильную и усеянную костями-«останками защитников, когда-то защищавших эти ворота» (у Марченко фирменный прием — аццкая тавтология, его коронная фраза: «разные рассказчики рассказывали разное»).

Я еще понимаю, кабы ГГ, записной идиот, был любителем поиграть в русскую рулетку. Так ведь нет, он честно пытается выжить. Только очень заковыристым способом.

Есть, конечно, и другой путь. Чисто женский, как утверждают многочисленные представительницы поджанра ЖЮФ, в дальнейшем именуемые жюфицами.

Елена Картур, например, решила коротенько аранжировать «Сильмариллион».

Ну так вот, напророчил этот провидец предстоящую мировую катастрофу, но общественность к нему не прислушалась. Тогда провидец нашел себе единомышленников, которые ему таки поверили, и объявил, что знает, как спастись. Не обманул, что характерно.
Человек шестьсот с ним тогда пошли, включая и семьи, и одиночек. И все поголовно – маги. Причем из тех, кто предпочитал именно чистую магию, без всякой технологии. Они-то как раз считали, что вся проблема в этой технике и заключается. Такие своеобразные зеленые.
Забралась эта компания в какой-то реликтовый лес, в самую его чащу, и установила там магический купол. Такие у них в космических колониях ставили. Но они, с перепугу, что-то совсем уж странное намудрили. Купол встал на два тысячелетия намертво: ни туда, ни оттуда. Пришлось новым лесным жителям приспосабливаться к изменившимся условиям. Если кто и передумал спасаться таким образом, то уже поздно было трепыхаться.
Поскольку новые поселенцы были уверены, что предстоящая катастрофа случится из-за сплава магии и технологии, они решили пойти иным путем. То есть не изменять природу под себя, а стать к ней намного ближе. И начали себя целенаправленно менять. Благо среди них было много специалистов по магическим мутациям. Магия в те времена, между прочим, почти запрещенная. Она и сейчас не то чтобы приветствуется.
Что, прежде всего, нужно для комфортной жизни в лесу? Много чего на самом деле. Сначала, способность ловко и бесшумно двигаться, даже в самых непроходимых буреломах. Чтобы и от хищника сбежать, и дичь поймать, и вообще спрятаться в любом месте. В результате гибкость, изящное телосложение и невероятная грация движений, поскольку мышцы и связки сильно отличаются от человеческих. Еще в лесу нельзя выдавать себя посторонними запахами. Потому нынешние эльфы пахнут исключительно лесными травами и цветами. А терморегуляция организма у них происходит магическим путем.
Зрение они себе тоже улучшили. Правда, для этого пришлось увеличить глазные яблоки и, соответственно, форму черепа, хотя, возможно, глаза и череп они меняли для чего-то другого. Ну, чтобы мозгов, например, больше поместилось. Надо признать, зрение у эльфов отменное, прячущемуся в густой древесной кроне воробью со ста метров в глаз попадут, еще и видят более ста оттенков зеленого – в лесу тоже актуально. С таким зрением стыдно не стать хорошими лучниками.
Уши у эльфов, если кто не знал, тоже не для красоты такие острые. А вовсе даже для хорошего слуха, и двигаются потому же. Еще рецепторы у них там какие-то хитрые. То ли вибрацию улавливают, то ли движение воздуха. Как локаторы, короче.
В общем, все у этих эльфов функционально, кроме смазливой внешности. Это, по-моему, чисто из эстетических соображений добавили. По принципу: раз можем, чего ж не сделать? Некрасивых эльфов не бывает. А какие у них женщины! Эльфийки – это просто сказка!

Понятно. История мутации нескольких несчастных под неподвижным куполом на небольшом клочке леса поведана (в тоне ненавязчивого щебетания птички бландинго) не просто так! Она рассказана публике ради того, чтобы намекнуть: главгерой (он же главгероиня) просто сказка в своем новом тельце. Все аредом, абы тельце было новехонькое и было сказкой.

Но более всего популярна модель пафосного бубубу в духе Иара Эльтерруса, Гая Орловского и прочих вдохновленных недоисторизмом недосредневековья.

«Из хроник народа Аллорн, писанных Маллень-Аленноль, в год разрушения мира, от Сотворения 67890»

поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • RSS
  • Блог Li.ру